Тамара Леонидовна
Member
- 14 Июл 2022
- 116
- 0
Название: Чтение с листа. Средние классы.
Автор: Жакович Валентина Владимировна
Скачать:
Издательство: Феникс, г. Ростов-на-Дону
Год издания: 2015
Скачать:
Данное учебное пособие представляет собой вторую часть хрестоматии
«Чтение с листа для начинающих пианистов» и рассчитано на второй-третий
год обучения.
Часть пьес, которые включены в сборник, — это повторение пройденного ма-
териала. Они закрепляют знания и навыки, полученные в первом классе, но в
более полном и усложненном варианте. Это касается тем «Повторяющиеся ноты
и простые звукоряды», «Мелодические и гармонические интервалы».
Повторению уделяется так много внимания, потому что от того, насколько
прочно усвоены базовые теоретические понятия и самые первоначальные так-
тильно-технические навыки, будет зависеть дальнейшее развитие ученика. Вся
последующая информация, по существу, является только усложнением и разви-
тием того, что малыш усвоил на начальном этапе обучения.
Другая часть пьес рассчитана на осмысление и усвоение новых правил и по-
ложений, таких как «Составные звукоряды», «Хроматическая гамма и хрома-
тизмы», «Интервалы секста и септима», «Трезвучие и арпеджио», «Звукоряды
«с поворотами и возвращениями», а также таких мелодических элементов, как
опевание, вспомогательный оборот и т.п.
С первых же уроков необходимо вырабатывать у ребенка умение мыслить не
одной отдельно взятой нотой, а нотными группами, интервалами, аккордами, их
функциональной связью, тональными сдвигами. Этот навык обеспечивает льви-
ную долю успеха в грамотной работе с текстом, но одновременно требует хорошей
теоретической подготовки ученика. Поэтому каждая пьеса сборника — это сво-
еобразная музыкальная иллюстрация определенного теоретического положения
или правила, одновременно учитывающая особенности фортепианной апплика-
туры и исполнительских приемов.
Методическая заметка
Наверное, нет особой необходимости доказывать тот факт, что главная труд-
ность, с которой сталкиваются ученики музыкальной школы, — это нотный текст.
Педагоги по собственному практическому опыту знают, как порой долго и мучи-
тельно разбираются и выучиваются пьесы, сколько негативных эмоций и раздра-
жения вызывают у некоторых учеников любые текстовые «трудности», начиная от
ключевых знаков и заканчивая сложными аккордами. Когда педагог предоставляет
ученику право выбора пьесы, тот зачастую ориентируется не на то, нравится ли она
ему, а на то, насколько «легкой» или «трудной» выглядит пьеса на первый взгляд в
нотной записи.
Часто без помощи педагога ученик вообще не способен разобрать музыкальное
произведение. Именно поэтому, закрывая дверь музыкальной школы после полу-
чения диплома, многие выпускники практически навсегда закрывают и крышку
пианино — ведь потому что выученная программа постепенно забывается, а раз-
бирать новые произведения самостоятельно нет ни желания, ни возможности.
Поэтому так важно научить ребенка правильно и грамотно работать с нотным
текстом, чтобы это не было для него «мучительной работой», а наоборот, — достав-
ляло радость и удовольствие. И тут на первый план, безусловно, выходит умение
свободно и бегло читать с листа.
Раньше чтение с листа было обязательной формой работы, по которой ученики
сдавали зачет. Теперь обязательный зачет отменили, и с его отменой такой важный
и нужный предмет практически исчез из школьных программ.
Тем не менее, любому грамотному педагогу и музыканту понятно, что свобод-
ное чтение с листа — это необходимейший навык, который дает начинающему пи-
анисту ряд преимуществ.
Во-первых, это существенно расширяет его возможности. Ученик может само-
стоятельно знакомиться с выдающимися произведениями музыкальной классики
и современной эстрады и легче овладевает навыками ансамблевой игры и аккомпа-
немента, что способствует приобщению к «домашнему музицированию», участию
в самодеятельном творчестве и т.д.
Во-вторых, умение читать с листа развивает у ученика способность работать
над пьесой самостоятельно, побуждает его к творческой активности, существенно
расширяет репертуар.
Но самое главное — когда разбор текста перестает быть мучительной и труд-
ной «работой», процесс обучения становится гораздо легче и приятней и развивает
у учеников интерес к занятиям и любовь к музыке.
Несмотря на то, что проблемой чтения нот с листа занимались многие выдаю-
щиеся педагоги-музыканты, такие как Л.А. Баренбойм, Т.И. Смирнова, Ф.Д. Брян-
ская и другие, в данном вопросе все еще не выработана единая и четкая методика.
Но отдельные методические рекомендации все же существуют.
Прежде всего — нужно четко понимать, что навык чтения нот формируется по
двум основным параметрам.
Первый параметр — визуальный. Он заключается в способности ученика, глядя
в текст, быстро проанализировать его, выхватить взглядом и осознать все состав-
ляющие элементы. С первых же уроков необходимо вырабатывать умение мыслить
не одной отдельно взятой нотой, а нотными группами, интервалами, аккордами, их
функциональной связью, тональными сдвигами. Этот навык, безусловно, требует
хорошей теоретической подготовки ученика. Не менее важным представляется и
умение воспринимать мелодический оборот, интервал или аккорд как графический
рисунок — движение вверх, вниз, с различными «поворотами», ноты на линейках,
между ними и т.д.
Второй параметр — двигательный, тактильный. Это умение быстро выбрать
нужную позицию и самую рациональную аппликатуру для исполнения того или
иного пассажа, аккорда, мелодического оборота и т.д. У ученика должна вырабо-
таться четкая связь между мелодическим комплексом и определенным движением.
Здесь очень важен момент развития тактильной памяти, которая вырабатывается
при игре гамм, различных упражнений и этюдов.
Есть еще и третий параметр, возможно, не такой основополагающий, как первые
два, но тоже весьма существенный — это умение быстро ориентироваться в про-
странстве. То есть такие понятия, как «лево — право», «выше — ниже», «над — под»,
«перед — за» — очень важны для беглого чтения нот. К сожалению, маленькие дети
часто путаются в этих значениях, особенно когда они адаптированы под нотную гра-
моту и порой противоречат чисто житейским представлениям. Ну, к примеру, такие
понятия, как «высокий и низкий», «длинный — короткий», «размер» — в жизни обо-
значают совсем не то, что в музыке, поэтому проработкой этих моментов необходи-
мо заниматься отдельно. Можно предложить ученику просто проиграть ноты вверх,
вниз, определить, какая из двух нот выше, а какая ниже и т.п. Очень полезно рисовать
направление движения мелодии на листе бумаги при помощи стрелочек, или давать
задание написать ноту «над» или «под», «перед» или «после» заданной и т. п.
Для беглого чтения с листа важен и еще один момент. Ребенок должен с первых
занятий научиться играть «наощупь», не глядя на руки. Очень важно выработать
умение — глаза следят за нотами, а руки повторяют «движение глаз». Для выработ-
ки этого навыка можно предлагать детям и игру «вслепую»: не глядя на клавиатуру,
находить группы из 2-х и 3-х черных клавиш, играть небольшие звукоряды, интер-
валы, аккорды.
В достижении этой цели очень большую помощь оказывает и развитие зри-
тельной памяти, которая помогает прочитывать текст «с забеганием вперед». Это
дает возможность более широкого зрительного охвата текста. Руки доигрывают
такт, а глаза уже смотрят на следующий. Для выработки этого навыка очень полез-
но прикрывать тот такт, который исполняет ребенок, чтобы он доиграл его по па-
мяти. Можно также предлагать запомнить зрительно мелодический оборот, фразу,
интервал, аккорд и повторить их по памяти на инструменте.
Определенную трудность вызывает чтение с листа двумя руками одновремен-
но, потому что при этом нужно читать текст и «по горизонтали», и по «вертика-
ли». Для хорошей ориентировки в «вертикалях» необходимо четкое осмысление
музыкальной доли, а также метрического пульса. На первых порах очень полезно
соединять пунктирными вертикальными черточками ноты, которые в обеих руках
играются одновременно на начало доли. Постепенно, с выработкой умения увидеть
в нотах «вертикаль» необходимость в этой форме работы отпадает. А вот умение
проанализировать гармонический оборот, который часто встречается на вертика-
лях (например, устойчивые ступени, определенный интервал или аккорд), остается
актуальным до самого окончания курса обучения.
И последний очень важный момент. Никогда нельзя допускать того, чтобы ре-
бенок брался сразу читать ноты без предварительного и очень подробного теоре-
тического анализа.
Во-первых, нужно определить тональность пьесы. Сыграть тонику, найти клю-
чевые и случайные знаки на клавиатуре.
Во-вторых, определить размер, длительности нот. Ритмический рисунок нужно
предварительно просчитать и прохлопать. Можно одновременно проговорить его
при помощи ритмико-слоговой системы или подходящей «подтекстовки».
В-третьих, необходимо проанализировать мелодический рисунок. Найти все
знакомые мелодические обороты, интервалы, аккорды. Самые трудные такты по-
лезно проиграть отдельно.
В-четвертых, нужно сделать самый простой анализ формы произведения. Най-
ти границы фраз, повторения, секвенции, каденционные обороты и т.д. Видеть
«повторы» в любом варианте — крайне важно для беглого чтения с листа.
В-пятых, продумать аппликатурные моменты, найти все позиционные элемен-
ты, а также нестандартные обороты и подобрать к ним «удобные пальцы».
Ну и, наконец, обратить внимание на штрихи, динамические оттенки, стиль,
жанр произведения.
Такой предварительный анализ очень полезен и сразу же приучает ребенка
внимательно относиться ко всем деталям текста.
Немного об учебнике
Данное учебное пособие представляет собой вторую часть хрестоматии «Чте-
ние с листа для начинающих пианистов» и рассчитано на второй-третий год обуче-
ния. Оно включает в себя такие темы, как:
Повторяющиеся ноты и репетиции
Простые и составные звукоряды
Гамма и гаммообразное движение мелодии
Хроматическая гамма и хроматизмы
Мелодические и гармонические интервалы
Трезвучие и арпеджио
Именно поэтому пьесы данного сборника подбирались таким образом, чтобы
ребенок мог объяснить в них практически каждую ноту, за минимальным исклю-
чением.
На каждую тему дается достаточно много пьес, потому что количество «прочи-
тываемого» материала играет огромную роль в воспитании навыка беглого чтения
с листа. Тут срабатывает философский закон перехода количества в качество, как и
в обычном чтении. Сначала буквы складываем в слоги, потом читаем по слогам, по-
том взгляд начинает выхватывать слово целиком, потом приходит умение воспри-
нимать целые фразы и, наконец, доходим до диагонального чтения. Точно так же
и в музыкальном тексте. Сначала разбираем ноты, потом учимся видеть созвучия,
потом мыслим группами нот, фразами и т.п.
В идеальном варианте ученик должен прочитывать хотя бы по одной пьеске
в день. Поэтому педагог на уроке может разобрать с ребенком одну пьесу, чтобы
на ее примере показать теоретическое положение или правило, а 2-3 пьесы дать в
качестве домашнего задания, для самостоятельной работы.
Скачать:
Автор: Жакович Валентина Владимировна
Скачать:
Издательство: Феникс, г. Ростов-на-Дону
Год издания: 2015
Скачать:
Данное учебное пособие представляет собой вторую часть хрестоматии
«Чтение с листа для начинающих пианистов» и рассчитано на второй-третий
год обучения.
Часть пьес, которые включены в сборник, — это повторение пройденного ма-
териала. Они закрепляют знания и навыки, полученные в первом классе, но в
более полном и усложненном варианте. Это касается тем «Повторяющиеся ноты
и простые звукоряды», «Мелодические и гармонические интервалы».
Повторению уделяется так много внимания, потому что от того, насколько
прочно усвоены базовые теоретические понятия и самые первоначальные так-
тильно-технические навыки, будет зависеть дальнейшее развитие ученика. Вся
последующая информация, по существу, является только усложнением и разви-
тием того, что малыш усвоил на начальном этапе обучения.
Другая часть пьес рассчитана на осмысление и усвоение новых правил и по-
ложений, таких как «Составные звукоряды», «Хроматическая гамма и хрома-
тизмы», «Интервалы секста и септима», «Трезвучие и арпеджио», «Звукоряды
«с поворотами и возвращениями», а также таких мелодических элементов, как
опевание, вспомогательный оборот и т.п.
С первых же уроков необходимо вырабатывать у ребенка умение мыслить не
одной отдельно взятой нотой, а нотными группами, интервалами, аккордами, их
функциональной связью, тональными сдвигами. Этот навык обеспечивает льви-
ную долю успеха в грамотной работе с текстом, но одновременно требует хорошей
теоретической подготовки ученика. Поэтому каждая пьеса сборника — это сво-
еобразная музыкальная иллюстрация определенного теоретического положения
или правила, одновременно учитывающая особенности фортепианной апплика-
туры и исполнительских приемов.
Методическая заметка
Наверное, нет особой необходимости доказывать тот факт, что главная труд-
ность, с которой сталкиваются ученики музыкальной школы, — это нотный текст.
Педагоги по собственному практическому опыту знают, как порой долго и мучи-
тельно разбираются и выучиваются пьесы, сколько негативных эмоций и раздра-
жения вызывают у некоторых учеников любые текстовые «трудности», начиная от
ключевых знаков и заканчивая сложными аккордами. Когда педагог предоставляет
ученику право выбора пьесы, тот зачастую ориентируется не на то, нравится ли она
ему, а на то, насколько «легкой» или «трудной» выглядит пьеса на первый взгляд в
нотной записи.
Часто без помощи педагога ученик вообще не способен разобрать музыкальное
произведение. Именно поэтому, закрывая дверь музыкальной школы после полу-
чения диплома, многие выпускники практически навсегда закрывают и крышку
пианино — ведь потому что выученная программа постепенно забывается, а раз-
бирать новые произведения самостоятельно нет ни желания, ни возможности.
Поэтому так важно научить ребенка правильно и грамотно работать с нотным
текстом, чтобы это не было для него «мучительной работой», а наоборот, — достав-
ляло радость и удовольствие. И тут на первый план, безусловно, выходит умение
свободно и бегло читать с листа.
Раньше чтение с листа было обязательной формой работы, по которой ученики
сдавали зачет. Теперь обязательный зачет отменили, и с его отменой такой важный
и нужный предмет практически исчез из школьных программ.
Тем не менее, любому грамотному педагогу и музыканту понятно, что свобод-
ное чтение с листа — это необходимейший навык, который дает начинающему пи-
анисту ряд преимуществ.
Во-первых, это существенно расширяет его возможности. Ученик может само-
стоятельно знакомиться с выдающимися произведениями музыкальной классики
и современной эстрады и легче овладевает навыками ансамблевой игры и аккомпа-
немента, что способствует приобщению к «домашнему музицированию», участию
в самодеятельном творчестве и т.д.
Во-вторых, умение читать с листа развивает у ученика способность работать
над пьесой самостоятельно, побуждает его к творческой активности, существенно
расширяет репертуар.
Но самое главное — когда разбор текста перестает быть мучительной и труд-
ной «работой», процесс обучения становится гораздо легче и приятней и развивает
у учеников интерес к занятиям и любовь к музыке.
Несмотря на то, что проблемой чтения нот с листа занимались многие выдаю-
щиеся педагоги-музыканты, такие как Л.А. Баренбойм, Т.И. Смирнова, Ф.Д. Брян-
ская и другие, в данном вопросе все еще не выработана единая и четкая методика.
Но отдельные методические рекомендации все же существуют.
Прежде всего — нужно четко понимать, что навык чтения нот формируется по
двум основным параметрам.
Первый параметр — визуальный. Он заключается в способности ученика, глядя
в текст, быстро проанализировать его, выхватить взглядом и осознать все состав-
ляющие элементы. С первых же уроков необходимо вырабатывать умение мыслить
не одной отдельно взятой нотой, а нотными группами, интервалами, аккордами, их
функциональной связью, тональными сдвигами. Этот навык, безусловно, требует
хорошей теоретической подготовки ученика. Не менее важным представляется и
умение воспринимать мелодический оборот, интервал или аккорд как графический
рисунок — движение вверх, вниз, с различными «поворотами», ноты на линейках,
между ними и т.д.
Второй параметр — двигательный, тактильный. Это умение быстро выбрать
нужную позицию и самую рациональную аппликатуру для исполнения того или
иного пассажа, аккорда, мелодического оборота и т.д. У ученика должна вырабо-
таться четкая связь между мелодическим комплексом и определенным движением.
Здесь очень важен момент развития тактильной памяти, которая вырабатывается
при игре гамм, различных упражнений и этюдов.
Есть еще и третий параметр, возможно, не такой основополагающий, как первые
два, но тоже весьма существенный — это умение быстро ориентироваться в про-
странстве. То есть такие понятия, как «лево — право», «выше — ниже», «над — под»,
«перед — за» — очень важны для беглого чтения нот. К сожалению, маленькие дети
часто путаются в этих значениях, особенно когда они адаптированы под нотную гра-
моту и порой противоречат чисто житейским представлениям. Ну, к примеру, такие
понятия, как «высокий и низкий», «длинный — короткий», «размер» — в жизни обо-
значают совсем не то, что в музыке, поэтому проработкой этих моментов необходи-
мо заниматься отдельно. Можно предложить ученику просто проиграть ноты вверх,
вниз, определить, какая из двух нот выше, а какая ниже и т.п. Очень полезно рисовать
направление движения мелодии на листе бумаги при помощи стрелочек, или давать
задание написать ноту «над» или «под», «перед» или «после» заданной и т. п.
Для беглого чтения с листа важен и еще один момент. Ребенок должен с первых
занятий научиться играть «наощупь», не глядя на руки. Очень важно выработать
умение — глаза следят за нотами, а руки повторяют «движение глаз». Для выработ-
ки этого навыка можно предлагать детям и игру «вслепую»: не глядя на клавиатуру,
находить группы из 2-х и 3-х черных клавиш, играть небольшие звукоряды, интер-
валы, аккорды.
В достижении этой цели очень большую помощь оказывает и развитие зри-
тельной памяти, которая помогает прочитывать текст «с забеганием вперед». Это
дает возможность более широкого зрительного охвата текста. Руки доигрывают
такт, а глаза уже смотрят на следующий. Для выработки этого навыка очень полез-
но прикрывать тот такт, который исполняет ребенок, чтобы он доиграл его по па-
мяти. Можно также предлагать запомнить зрительно мелодический оборот, фразу,
интервал, аккорд и повторить их по памяти на инструменте.
Определенную трудность вызывает чтение с листа двумя руками одновремен-
но, потому что при этом нужно читать текст и «по горизонтали», и по «вертика-
ли». Для хорошей ориентировки в «вертикалях» необходимо четкое осмысление
музыкальной доли, а также метрического пульса. На первых порах очень полезно
соединять пунктирными вертикальными черточками ноты, которые в обеих руках
играются одновременно на начало доли. Постепенно, с выработкой умения увидеть
в нотах «вертикаль» необходимость в этой форме работы отпадает. А вот умение
проанализировать гармонический оборот, который часто встречается на вертика-
лях (например, устойчивые ступени, определенный интервал или аккорд), остается
актуальным до самого окончания курса обучения.
И последний очень важный момент. Никогда нельзя допускать того, чтобы ре-
бенок брался сразу читать ноты без предварительного и очень подробного теоре-
тического анализа.
Во-первых, нужно определить тональность пьесы. Сыграть тонику, найти клю-
чевые и случайные знаки на клавиатуре.
Во-вторых, определить размер, длительности нот. Ритмический рисунок нужно
предварительно просчитать и прохлопать. Можно одновременно проговорить его
при помощи ритмико-слоговой системы или подходящей «подтекстовки».
В-третьих, необходимо проанализировать мелодический рисунок. Найти все
знакомые мелодические обороты, интервалы, аккорды. Самые трудные такты по-
лезно проиграть отдельно.
В-четвертых, нужно сделать самый простой анализ формы произведения. Най-
ти границы фраз, повторения, секвенции, каденционные обороты и т.д. Видеть
«повторы» в любом варианте — крайне важно для беглого чтения с листа.
В-пятых, продумать аппликатурные моменты, найти все позиционные элемен-
ты, а также нестандартные обороты и подобрать к ним «удобные пальцы».
Ну и, наконец, обратить внимание на штрихи, динамические оттенки, стиль,
жанр произведения.
Такой предварительный анализ очень полезен и сразу же приучает ребенка
внимательно относиться ко всем деталям текста.
Немного об учебнике
Данное учебное пособие представляет собой вторую часть хрестоматии «Чте-
ние с листа для начинающих пианистов» и рассчитано на второй-третий год обуче-
ния. Оно включает в себя такие темы, как:
Повторяющиеся ноты и репетиции
Простые и составные звукоряды
Гамма и гаммообразное движение мелодии
Хроматическая гамма и хроматизмы
Мелодические и гармонические интервалы
Трезвучие и арпеджио
Именно поэтому пьесы данного сборника подбирались таким образом, чтобы
ребенок мог объяснить в них практически каждую ноту, за минимальным исклю-
чением.
На каждую тему дается достаточно много пьес, потому что количество «прочи-
тываемого» материала играет огромную роль в воспитании навыка беглого чтения
с листа. Тут срабатывает философский закон перехода количества в качество, как и
в обычном чтении. Сначала буквы складываем в слоги, потом читаем по слогам, по-
том взгляд начинает выхватывать слово целиком, потом приходит умение воспри-
нимать целые фразы и, наконец, доходим до диагонального чтения. Точно так же
и в музыкальном тексте. Сначала разбираем ноты, потом учимся видеть созвучия,
потом мыслим группами нот, фразами и т.п.
В идеальном варианте ученик должен прочитывать хотя бы по одной пьеске
в день. Поэтому педагог на уроке может разобрать с ребенком одну пьесу, чтобы
на ее примере показать теоретическое положение или правило, а 2-3 пьесы дать в
качестве домашнего задания, для самостоятельной работы.
Скачать:
Последнее редактирование модератором: