Знакомство с творчеством П.И. Чайковского
Для старшей группы
Автор: И.Ю. Овчинникова, воспитатель, г. Саратов
Цель занятия: приобщение детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.
Задачи:
Образовательные:
Планируемые образовательные результаты: сформировать представление о творчестве великого композитора П.И. Чайковского.
Предварительная работа: знакомство с понятием «жанр», прослушивание произведений разных жанров, беседа о них.
Инвентарь и оборудование: ноутбук, музыкальный центр, картинки с изображением животных, мультимедиа проектор, экран, презентация, музыкальные инструменты.
Музыкальный материал: «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Неаполитанская песенка». П. И. Чайковского.
Скачать конспект
Дети входят в зал. Воспитатель привлекает внимание детей.
Ведущий:
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде –
Разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены –
Вся земля видна вокруг…
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлют лес и луг…
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И зовет нас за собой!
Тихо – тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде –
Разноцветном, расписном!
Ведущий: Доброе утро!
Дети: Доброе утро.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий:
Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Я предлагаю отправиться в путешествие на ковре-самолете и оказаться в «Музыкальной гостиной одного очень интересного человека». Хотите полететь со мной?
Дети: Да, хотим!
Ведущий:
Вначале я хочу рассказать вам небольшую историю. Есть на Урале небольшой городок Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его любили, потому что он был удивительно добрым. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые раздавались внутри него.
Однажды произошел такой случай: в доме были гости, играла музыка, и все танцевали. Петя был веселый, но потом ушел к себе в спальню. Когда в комнату вошла няня, он не спал: лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним. Он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле в комнате никакой музыки не звучало. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя». Вскоре музыка, которая звучала внутри него, начала захватывать Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Имя этого доброго и умного человека известно всем. Может быть, вы уже догадались, о ком идет речь?
Его зовут Петр Ильич Чайковский.
Воспитатель показывает детям слайд с фотографией композитора.
Ведущий: Это великий композитор. Кто такой композитор, чем он занимается?
Дети: Это человек, который придумывает музыку.
Ведущий:
Все верно, композиторы пишут музыку. Кто-нибудь слышал о Петре Ильиче Чайковском, о его творчестве? Поделитесь со всеми остальными ребятами своими знаниями.
Дети: Мне мама рассказывала о нем. Он сочинил музыку для детей.
Ведущий: Ну а теперь нам пора отправляться в путь.
Дети выходят на ковер, выполняют физминутку.
Ведущий:
С вами мы опять в полете
На ковре, на самолете,
Он по небу быстро мчится
Что же с нами приключится?
Сядем с вами в этом месте
Будет очень интересно!
Руки в стороны, имитация полета.
Руки в стороны, имитация полета.
Бег на одном месте.
Наклоны головы.
Повороты головы влево, вправо.
Глубокое приседание.
Ведущий:
Вот мы и попали в музыкальную гостиную Петра Ильича Чайковского, и здесь лежит детский альбом с пьесами, которые он посвятил своему любимому племяннику.
Воспитатель включает композицию «Марш деревянных солдатиков».
Ведущий: Слышите звук? Давайте послушаем внимательно пьесу.
Дети: Да.
Дети слушают композицию «Марш деревянных солдатиков».
Ведущий:
Ребята, эту пьесу написал Чайковский для мальчиков, которые любили играть с игрушками, и называется она «Марш деревянных солдатиков». Скажите, а почему мы слышим с вами, что это именно игрушечные солдатики шагают? Могут ли шагать взрослые солдаты под эту музыку?
Дети рассуждают, выдвигают предположения.
Ведущий:
Сколько частей вы услышали в этом произведении?
Дети:
Одну/две/три.
В случае затруднения воспитатель читает стихотворение.
Ведущий:
Деревянные солдатики
Маршируют до зари,
Из всей математики
Знают только «раз-два-три».
Ведущий:
Правильно, в этом произведении 3 части. Сравнив все части, что о них можно сказать?
Дети:
1 и 3 части одинаковые.
Ведущий: Какие звуки мы слышим: тяжелые, низкие или высокие и лёгкие?
Дети: Легкие, высокие.
Ведущий: Как вы считаете, какие инструменты подойдут к нашей пьесе?
Дети: Барабан, бубен, ксилофон.
Ведущий:
Я предлагаю поиграть в игру «На параде». Для этого нужно выбрать музыкантов, а все остальные будут солдатиками.
Музыкально-дидактическая игра «На параде»
Дети делятся на музыкантов и солдатиков. Музыканты берут инструменты, солдаты строятся на ковре, включается композиция, дети выполняют действия согласно выбранной роли. После проведения игры воспитатель предлагает детям сесть в круг на ковре.
Ведущий:
А сейчас мы послушаем новую пьесу. Послушайте и выберите картинку, которая подходит к этой музыке.
Воспитатель включает композицию «Игра в лошадки», выкладывает на пол варианты картинок. Дети слушают, выбирают картинку.
Ведущий:
Расскажите, пожалуйста, о прослушанной музыке. Какой характер этой пьесы? Какой темп?
Дети: Быстрая, стремительная.
Ведущий: С каким животным вам бы хотелось сравнить эту музыку?
Дети: С лошадкой.
Ведущий: Вы хотите, чтобы ожила у нас сегодня эта страничка из «Детского альбома»?
Дети: Хотим.
Ведущий:
Перед вами лежат детские инструменты. Сейчас девочки выберут из них те, на которых можно изобразить «как скачет лошадка», а мальчики изобразят наездников на лошадях.
Дети исполняют все вместе пьесу «Игра в лошадки»: девочки играют на музыкальных инструментах, а мальчики скачут на лошадях.
Ведущий:
Молодцы! А теперь перевернем еще одну страничку музыкального детского альбома и послушаем еще одну пьесу.
Звучит композиция «Неаполитанская песенка».
Ведущий: Скажите, какие настроения и чувства передаёт музыка, какая она по характеру?
Дети: Музыка весёлая, задорная, танцевальная.
Ведущий:
Молодцы, характер пьесы вы определили правильно. Сейчас еще раз внимательно прослушайте «Неаполитанскую песенку» и попытайтесь определить, из скольких частей состоит эта пьеса.
Дети слушают композицию, выдвигают предположения.
Ведущий: Что ж, мнения разделились. Хотите узнать, кто из вас оказался прав?
Дети: Да, хотим.
Ведущий:
Тогда выходите на середину зала, и мы вместе попробуем определить, сколько музыкальных частей в «Неаполитанской песенке». Чтобы не запутаться, музыку мы будем сопровождать движениями, и как только будем слышать изменения в музыке, то будем менять движения.
На 1 часть хлопает, 2 – плывет, 3 – прыгает. После окончания композиции дети садятся на стульчики.
Ведущий:
Молодцы! Ну что, вы готовы ответить, сколько частей в произведении П.И. Чайковского?
Дети: 3 части.
Ведущий:
Правильно, молодцы! А теперь скажите, пожалуйста, с творчеством какого композитора мы сегодня знакомились?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Ведущий:
А кто мне скажет название пьес, которые мы сегодня слушали?
Дети: Пьесы называются «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Неаполитанская песенка».
Ведущий:
Молодцы, ребята! Наше увлекательное путешествие закончилось, и пора возвращаться в детский сад. Скорее садитесь на наш ковер-самолет. На следующих занятиях мы обязательно еще раз посетим музыкальную гостиную Петра Ильича Чайковского.
Для старшей группы
Автор: И.Ю. Овчинникова, воспитатель, г. Саратов
Цель занятия: приобщение детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с творчеством П.И. Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом»;
- Закреплять умение детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, регистр, темп, форму), различать части музыкального произведения на примере «Неаполитанской песенки».
- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского;
- Развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне.
- Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки.
Планируемые образовательные результаты: сформировать представление о творчестве великого композитора П.И. Чайковского.
Предварительная работа: знакомство с понятием «жанр», прослушивание произведений разных жанров, беседа о них.
Инвентарь и оборудование: ноутбук, музыкальный центр, картинки с изображением животных, мультимедиа проектор, экран, презентация, музыкальные инструменты.
Музыкальный материал: «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Неаполитанская песенка». П. И. Чайковского.
Скачать конспект
Ход мероприятия
Дети входят в зал. Воспитатель привлекает внимание детей.
Ведущий:
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде –
Разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены –
Вся земля видна вокруг…
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлют лес и луг…
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И зовет нас за собой!
Тихо – тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде –
Разноцветном, расписном!
Ведущий: Доброе утро!
Дети: Доброе утро.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий:
Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Я предлагаю отправиться в путешествие на ковре-самолете и оказаться в «Музыкальной гостиной одного очень интересного человека». Хотите полететь со мной?
Дети: Да, хотим!
Ведущий:
Вначале я хочу рассказать вам небольшую историю. Есть на Урале небольшой городок Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его любили, потому что он был удивительно добрым. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые раздавались внутри него.
Однажды произошел такой случай: в доме были гости, играла музыка, и все танцевали. Петя был веселый, но потом ушел к себе в спальню. Когда в комнату вошла няня, он не спал: лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним. Он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле в комнате никакой музыки не звучало. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя». Вскоре музыка, которая звучала внутри него, начала захватывать Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Имя этого доброго и умного человека известно всем. Может быть, вы уже догадались, о ком идет речь?
Его зовут Петр Ильич Чайковский.
Воспитатель показывает детям слайд с фотографией композитора.
Ведущий: Это великий композитор. Кто такой композитор, чем он занимается?
Дети: Это человек, который придумывает музыку.
Ведущий:
Все верно, композиторы пишут музыку. Кто-нибудь слышал о Петре Ильиче Чайковском, о его творчестве? Поделитесь со всеми остальными ребятами своими знаниями.
Дети: Мне мама рассказывала о нем. Он сочинил музыку для детей.
Ведущий: Ну а теперь нам пора отправляться в путь.
Дети выходят на ковер, выполняют физминутку.
Ведущий:
С вами мы опять в полете
На ковре, на самолете,
Он по небу быстро мчится
Что же с нами приключится?
Сядем с вами в этом месте
Будет очень интересно!
Руки в стороны, имитация полета.
Руки в стороны, имитация полета.
Бег на одном месте.
Наклоны головы.
Повороты головы влево, вправо.
Глубокое приседание.
Ведущий:
Вот мы и попали в музыкальную гостиную Петра Ильича Чайковского, и здесь лежит детский альбом с пьесами, которые он посвятил своему любимому племяннику.
Воспитатель включает композицию «Марш деревянных солдатиков».
Ведущий: Слышите звук? Давайте послушаем внимательно пьесу.
Дети: Да.
Дети слушают композицию «Марш деревянных солдатиков».
Ведущий:
Ребята, эту пьесу написал Чайковский для мальчиков, которые любили играть с игрушками, и называется она «Марш деревянных солдатиков». Скажите, а почему мы слышим с вами, что это именно игрушечные солдатики шагают? Могут ли шагать взрослые солдаты под эту музыку?
Дети рассуждают, выдвигают предположения.
Ведущий:
Сколько частей вы услышали в этом произведении?
Дети:
Одну/две/три.
В случае затруднения воспитатель читает стихотворение.
Ведущий:
Деревянные солдатики
Маршируют до зари,
Из всей математики
Знают только «раз-два-три».
Ведущий:
Правильно, в этом произведении 3 части. Сравнив все части, что о них можно сказать?
Дети:
1 и 3 части одинаковые.
Ведущий: Какие звуки мы слышим: тяжелые, низкие или высокие и лёгкие?
Дети: Легкие, высокие.
Ведущий: Как вы считаете, какие инструменты подойдут к нашей пьесе?
Дети: Барабан, бубен, ксилофон.
Ведущий:
Я предлагаю поиграть в игру «На параде». Для этого нужно выбрать музыкантов, а все остальные будут солдатиками.
Музыкально-дидактическая игра «На параде»
Дети делятся на музыкантов и солдатиков. Музыканты берут инструменты, солдаты строятся на ковре, включается композиция, дети выполняют действия согласно выбранной роли. После проведения игры воспитатель предлагает детям сесть в круг на ковре.
Ведущий:
А сейчас мы послушаем новую пьесу. Послушайте и выберите картинку, которая подходит к этой музыке.
Воспитатель включает композицию «Игра в лошадки», выкладывает на пол варианты картинок. Дети слушают, выбирают картинку.
Ведущий:
Расскажите, пожалуйста, о прослушанной музыке. Какой характер этой пьесы? Какой темп?
Дети: Быстрая, стремительная.
Ведущий: С каким животным вам бы хотелось сравнить эту музыку?
Дети: С лошадкой.
Ведущий: Вы хотите, чтобы ожила у нас сегодня эта страничка из «Детского альбома»?
Дети: Хотим.
Ведущий:
Перед вами лежат детские инструменты. Сейчас девочки выберут из них те, на которых можно изобразить «как скачет лошадка», а мальчики изобразят наездников на лошадях.
Дети исполняют все вместе пьесу «Игра в лошадки»: девочки играют на музыкальных инструментах, а мальчики скачут на лошадях.
Ведущий:
Молодцы! А теперь перевернем еще одну страничку музыкального детского альбома и послушаем еще одну пьесу.
Звучит композиция «Неаполитанская песенка».
Ведущий: Скажите, какие настроения и чувства передаёт музыка, какая она по характеру?
Дети: Музыка весёлая, задорная, танцевальная.
Ведущий:
Молодцы, характер пьесы вы определили правильно. Сейчас еще раз внимательно прослушайте «Неаполитанскую песенку» и попытайтесь определить, из скольких частей состоит эта пьеса.
Дети слушают композицию, выдвигают предположения.
Ведущий: Что ж, мнения разделились. Хотите узнать, кто из вас оказался прав?
Дети: Да, хотим.
Ведущий:
Тогда выходите на середину зала, и мы вместе попробуем определить, сколько музыкальных частей в «Неаполитанской песенке». Чтобы не запутаться, музыку мы будем сопровождать движениями, и как только будем слышать изменения в музыке, то будем менять движения.
На 1 часть хлопает, 2 – плывет, 3 – прыгает. После окончания композиции дети садятся на стульчики.
Ведущий:
Молодцы! Ну что, вы готовы ответить, сколько частей в произведении П.И. Чайковского?
Дети: 3 части.
Ведущий:
Правильно, молодцы! А теперь скажите, пожалуйста, с творчеством какого композитора мы сегодня знакомились?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Ведущий:
А кто мне скажет название пьес, которые мы сегодня слушали?
Дети: Пьесы называются «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Неаполитанская песенка».
Ведущий:
Молодцы, ребята! Наше увлекательное путешествие закончилось, и пора возвращаться в детский сад. Скорее садитесь на наш ковер-самолет. На следующих занятиях мы обязательно еще раз посетим музыкальную гостиную Петра Ильича Чайковского.