Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

2014 год № 4. Лютня. Коллекционные музыкальные инструменты.

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
421
1
Название: 2014 год № 4. Лютня.

Издательство: Ашет Коллекция, г. Москва


Год издания: 2014

Скачать

2014   4


Скачать

В эпоху Возрождения лютня была излюбленным музыкальным
инструментом. Лучшие королевские дворы Европы с почётом
принимали великих виртуозов, слава которых распространялась
по всему континенту. Своей конструкцией и названием этот
инструмент обязан арабскому уду, который был завезён
в Европу в Средние века, во времена мавританского
владычества на Пиренейском полуострове. В конце XV
К особенности на протяжении XVI века лютня обрела
жое важное значение, которого ранее не имел ни
>дин музыкальный инструмент. У неё появилась
дополнительная парная струна (хор), а форма
усовершенствовалась настолько, что лютня
стала чрезвычайно практичным и элегантным
инструментом.
В конце XVI века в результате экспериментов были
добавлены новые хоры. Подобные нововведения
привели к появлению новых инструментов,
известных под названием барочных лютен.
Однако в конце XVII века лютни начали выходить
из употребления. Их звук был слишком тих для
больших концертных залов. К счастью, полностью
этот инструмент не исчез: в конце XIX и в последней
трети XX веков интерес к лютне снова возродился.
В 1970-е годы стали появляться музыкальные
коллективы и отдельные исполнители, освоившие
репертуар XVII—XVIII веков и достигшие новых высот
исполнительского мастерства. Лютня-Предшественник
лютни Возникновение европейской лютни из арабского
уда произошло в период длительного пребывания мавров
на Пиренейском полуострове. Новый музыкальный
инструмент заимствовал у своего арабского предка не
только форму, но и название: в арабском языке слово
«аль'уд» означает «дерево». Вверху изображен уд, сделанный в
Марокко в XIX— XX вв. В отличие от европейской лютни,
у него имеется три резонаторных отверстия. Инструмент с глубокими
средневековыми корнями Происхождение лютни обычно
связывают с шумерской цивилизацией. Первое изображение
подобного инструмента найдено на глиняной табличке, датированной
серединой II тысячелетия до н. э. Из Вавилона струнный музыкальный
инструмент с короткой шейкой, бывший предшественником
лютни, распространился на север и на юг, достигнув северной части
Индии и Египта. В Древнем Египте существовал похожий инструмент
с небольшим резонаторным корпусом и длинным грифом, на
котором обычно играли женщины. Сначала это был инструмент с
2—3 струнами, в качестве корпуса которого нередко использовался
черепаший панцирь. Колковую коробку, длина которой могла
превышать 30 сантиметров, иногда венчала резная голова сокола или
гуся. В IV веке до н. э. подобный струнный инструмент с длинным
грифом попал в Грецию, а затем распространился в Этрурии и Риме.
И тем не менее особой популярности в этих регионах он не завоевал. В
V веке н. э. на инструментах такого типа играли в Ливии и в Византии.
Средневековая лютня, наследница арабского уда Чрезвычайно сложно или даже
практически невозможно чётко установить, где была родина лютни
и как она распространялась из одной страны в другую. Однако очевидно,
что западная лютня происходит от арабского инструмента, давшего
ей своё название. Слово «аль’уд» («дерево») указывает на материал,
из которого изготовлялся этот инструмент, который, как и многие
другие, попал на европейский континент благодаря маврам, в
От уда к лютне Слева: фрагмент миниатюры из арабского трактата
об астрологии, на котором изображён музыкант, играющий на уде.
Благодаря отличным звука и широкому распространению
лютни на Западе она стала излюбленным инструментом
для воспевания возвышенных идей. К примеру, её звуки часто
ассоциировались с Небесами, ангелами и так далее. Справа:
фрагмент картины Мелоццо да Форли «Ангел-музыкант».
совершенстве владевшим техникой игры. Арабский уд, первые
свидетельства о существовании которого датируются VI веком,
имел четыре струны с квартовым строем, на которых играли с
помощью плектра. Позднее добавились ещё две струны.
Начиная с X века вариант с длинным грифом, похожий на арабский
танбур, существовал наравне с лютней с короткой шейкой и 3—5
струнами, возникшей на основе ребаба, а также с инструментом
с резко отогнутой шейкой и большим количеством струн,
который и был завезён в Европу (с XI века шейка уда постепенно
приобрела характерный излом и боковые колки). В XII—XIII веке
этот инструмент уже был весьма распространён на Пиренейском
полуострове, хотя окончательное завоевание популярности
пришлось на следующий век. Для средневековой лютни характерен
корпус грушевидной формы и плоская овальная дека. Корпус
склеивался из отдельных деревянных сегментов, которым предварительно
придавалась изогнутая форма. На грифе имелось 4 подвижных
навязных лада из жильных струн. Подвижность ладов позволяла
исполнителю адаптироваться к различным вариантам строя. Со
временем их число увеличилось до привычных десяти. Одной из
отличительных особенностей этого инструмента является
отогнутая почти под прямым углом по отношению к шейке
колковая коробка. Что же до струн, на первых европейских лютнях
было 4 хора (парных струны). В XV веке прибавился пятый
хор, а в конце XVI века, в эпоху наивысшего расцвета лютни, —
шестой. Однако непрекращающиеся эксперименты вскоре привели к
Лютня | История Европейская лютня В XIV в. черты европейской лютни
вполне определились. Однако ещё до XVI в. к ней добавляли хоры, пока число
их не достигло шести. Внизу: немецкая лютня, сделанная Гансом Хофбом Мулером
ок.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу