Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

2014 год № 6. Контрабас. Коллекционные музыкальные инструменты.

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
421
1
Название: 2014 год № 6. Контрабас.

Издательство: Ашет Коллекция, г. Москва

Год издания: 2014


Скачать

2014   6


Скачать

Контрабас — это самый большой и самый низкий по звучанию
из струнных инструментов. Он издаёт звук за счёт колебания
\ струн при проведении по ним смычком или защипывании
пальцами. История происхождения контрабаса уходит корнями
в XVI век. Именно тогда существовал инструмент под названием
' виолоне, или басовая виола, от которого, по всей видимости, и
происходит контрабас. Однако лишь в XIX веке он окончательно
обрёл форму и характеристики, известные нам сегодня, объединив
в себе черты, свойственные инструментам из семейств виол
и скрипок. На протяжении этого века контрабас прочно
__ закрепился в оркестрах, где играл второстепенную роль,
усиливая партию виолончели. Сложность игры на этом
инструменте, обусловленная его крупными размерами,
изначально препятствовала его пути на большую сцену.
Несмотря на это, в конце XVIII и на протяжении всего
XIX века некоторые композиторы начали активно
использовать контрабас. Так, постепенно он сумел
завоевать уважение музыкантов и слушателей. Лишь
во второй половине XX века начался настоящий
расцвет контрабаса, которым он обязан деятельности
талантливых исполнителей, педагогов и в особенности
джазу. Это музыкальное направление предоставило
контрабасу возможность проявить себя в сольных
партиях и создавшему условия для формирования новых
исполнительских техник. Благодаря расширению репертуара и
появлению специализированных учебных заведений, контрабас
стал инструментом, которому есть место во всех музыкальных
направлениях.

Контрабас| История
Контрабас История эволюции
От виолы да гамба к контрабасу
На сегодняшний день мнения экспертов и музыковедов
по поводу происхождения контрабаса расходятся. Однако
большинство из них считает, что предшественницей
этого инструмента является виола да гамба (на фотографии).
Выше изображён экземпляр 1839 г., произведённый
в городе Анкона (Италия) мастером Джузеппе Балдантони.
Происхождение контрабаса, самого крупного из смычковых
струнных инструментов, является предметом горячих дискуссий между
специалистами. Не существует единого мнения по поводу того, от
какого инструмента он происходит. Однако известно, что начиная
с XVIII века за контрабасом закрепилось особое место в группе
струнных. Тем не менее можно утверждать, что по сравнению
с другими инструментами его становление в музыкальном
искусстве произошло поздно. Возможно, это связано с тем, что
сначала все основные характеристики контрабаса - форма, размер, строй
и смычок - не были постоянными. Некоторые особенности виолы да
гамба, очертания виолончели и характерная грушевидная форма
складывались в определенные модели, которым мастера-лютье
следовали при создании контрабаса. Этот инструмент можно считать
членом семейства скрипок с самым низким звучанием, хотя он имеет с
ними существенные различия. Спорное происхождение
Контрабас возник в XVI веке в результате эволюции виолы да гамба
и басовой виолы, или виолоне. Из-за крупных размеров, в то время
превышавших нынешние, он не смог войти в состав струнного квартета,
состоящего из двух скрипок, альта и виолончели. Некоторые
исследователи утверждают, что контрабас не может считаться
полноправным членом семейства скрипок. Причиной этого является
тот факт, что в конце XV века он обладал формой 16-струнного
виолоне - самого крупного инструмента из семейства виол.
В середине следующего столетия флорентийцы Стриджио и
Кортеджиа создали интермеццо, часть которого предназначалась
для инструмента 5оПо Ьа$$о сИ \по1а (субконтрабас), хотя нельзя с
точностью сказать, шла ли речь о сольной партии басовой виолы да
браччо или басовой виолы да гамба. В начале XVII века теоретик музыки
Михаэль Преториус (1571—1621) описал 5-струнный инструмент
под названием виолоне. Он был также известен как басовая виола
да гамба (или басовая виола) и считается непосредственным
предшественником контрабаса. Строй этого огромного инструмента,
достигавшего в длину более двух метров, был похож на строй современного
контрабаса. Производимые им звуки были на октаву ниже, чем
ноты в партитуре, и эта особенность сохранилась по сей день.
Можно сказать, что контрабас сочетает в себе элементы,
свойственные скрипке и виоле да гамба. От первой он, помимо всего
прочего, унаследовал характерные
ВЫСОКАЯ МУЗЫКА
Четырёхметровые гиганты
Контрабас — это единственный инструмент семейства струнных, размер которого приблизи-
тельно соответствует росту играющего на нём музыканта. Хотя сейчас его длина составляет
около 1,80 м, на протяжении XIX века создавались модели, намного превышающие этот размер.
Например, Жан-Батист Вийом изобрёл октобас, инструмент с тремя струнами, который дости-
гал почти четырёх метров в высоту! Для игры на этом огромном инструменте требовалось два
человека. В конце того же века американец Джон Гейер превзошёл Вийома и создал большой
контрабас высотой четыре с половиной метра.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу
Ответить