Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

2014 год № 9. Малый барабан. Коллекционные музыкальные инструменты.

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
421
1
Название: 2014 год № 9. Малый барабан.

Издательство: Ашет Коллекция, г. Москва

Год издания: 2014

Скачать

2014   9


Скачать

Барабан является старейшим из всех традиционных инструментов. Испокон веков он использовался в музыкальных ритуалах. Об этом свидетельствуют результаты раскопок мест эпохи неолита, где были найдены детали этого инструмента.

В этом номере представлен барабан в виде обтянутого пустого цилиндра, который является одной из многочисленных моделей инструмента. Предшественники барабана появились в Европе в средние века. Позже он с триумфом вошёл в армейскую жизнь и на протяжении XVI-XVII веков был традиционным элементом всех военных парадов. В начале XVIII века барабан занял почетное место в группе ударных инструментов оркестра, которое сохраняет по сей день. Несмотря на то, что ударные играли достаточно скромную роль, музыканты постепенно начали всё более активно использовать барабан. Композиторы XIX и XX веков уделяли этому инструменту беспрецедентное внимание, посвящая ему отдельные партии в своих произведениях. В XX веке барабан, ставший неотъемлемой частью группы ударных, занимает всё более важное место в таких музыкальных стилях, как рок и джаз.


Композиторы
• I XIX и XX веков уделяли этому инструменту
I беспрецедентное внимание, посвящая ему
отдельные партии в своих произведениях. В XX веке барабан, ставший неотъемлемой частью
^ /I/ группы ударных, занимает всё более важное место в« таких музыкальных стилях, как рок и джаз.
Малый барабан |
ИсторияМалый барабан Истоки происхождения
Средневековый тамбурин
Одним из предков современного европейского малого барабана является
средневековый тамбурин. На это миниатюре Альфонсо X Эль Сабио изображены
музыканты, исполняющие на флейте и тамбурине кантиги Святой Марии.
К группе барабанов относится большое количество инструментов. Во всех них - от
самого маленького барабана до оркестрового бас-барабана - присутствует корпус-
резонатор (кадушка), обтянутый мембраной. В данном номере речь пойдет о
малом барабане, который является версией военного барабана.
Предшественники малого барабана Период возникновения барабана и
ударных инструментов определить практически невозможно - их
истоки теряются в глубине веков. Однако известно, что изначально
барабан служил атрибутом при проведении разнообразных
ритуалов, и только со временем он стал независимым музыкальным
инструментом. По результатам археологических раскопок, в ходе которых
были найдены керамические барабаны эпохи неолита, можно предположить,
что в первых инструментах мембрану натягивали на керамическую
основу. Также были найдены Народный инструмент Барабан
символизировал радость и был часто связан с народными
празднествами. Эту идею передает барельеф работы Лука
делла Роббиа «Санта Мария дель Фьоре», хранящийся во
флорентийском музее Опера-дель-Дуомо. инструменты античных времён,
состоящие из деревянного шасси (или кадра), на который
натянуты кожаные мембраны. Резонаторы первых моделей
имели различные формы, что можно сказать и о современных
барабанах. Кроме того, первые мембранофоны были самых
разнообразных размеров: от очень высоких, похожих на бочки, до
чрезвычайно широких, в которых диаметр мембраны превышал
высоту инструмента. В старых моделях мембраны крепились
верёвками, образовывавшими ряд букв V, которые по мере усиления
натяжения преобразовывались в У (как, например, в средневековом
тамбурине). В настоящее время это натяжение регулируется
с помощью металлических стержней.
В средние века получила распространение модель, которую
считают предшественницей современного малого барабана -
провансальский тамбурин. Этот инструмент, созданный в
XII веке, отличался небольшими размерами и лёгкостью,
Барабан на Пиренейском полуострове
В зависимости от места происхождения,
барабан назывался по-разному: тамбори в Каталонии,тун- тун - в Эускади. На
следующей странице: каталонский тамбурин периода 1875-1900 гг.
и кастильский барабан того же времени.
Благодаря чему музыкант мог поддерживать его левой
рукой на уровне груди. В отличие от современных
моделей, здесь ударяли не по мембране, а по краям
корпуса. Часто эти края по всей окружности были
обтянуты кишкой, которая называлась «шассо».
Другой особенностью провансальского тамбурина,
отличавшей его от других мембранофонов, было
наличие более тонкой мембраны.
Разновидности барабана
В средние века малые барабаны разделились на два
вида инструментов, независимо от их названия и
происхождения. К первому виду относятся барабаны,
по которым бьют деревянными палочками, ко
второму - инструменты, на которых играют
непосредственно руками (бубны и тимпаны).
Первый тип этих инструментов чаще всего
использовался вместе с флейтой, которая в каждом
регионе также называлась по-разному. Вместе они
служили для аккомпанемента танцев во время
народных празднеств: французская флейта галубе,
например, играла с провансальским тамбурином,
каталонская флабиол - с тамбори, а баскский чисту - с
том-томом.
Эти инструменты, не претерпевшие больших
изменений на протяжении веков, пользуются и
сегодня большой популярностью. Традиционным
является использование бубнов и барабанов в военной
сфере. Во время походов солдат-барабанщик вешал
инструмент себе на шею, наклоняя его немного
ЭТНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Мембранофоны в разных частях света В настоящее время во многих культу-
рах присутствуют барабаны, которые используют вместе со струнными и
духовыми инструментами для сопро- вождения народных празднеств. Так,
например, в Индии существует мем- бранофон, который вешают на шею и
по которому бьют палочками, сопрово- ждая игру однострунного инструмента.
Он очень похож на вид эскимосского барабана, который изображен на фото-
графии. Здесь исполнитель бьет костью по ободу, а не по мембране. Как пра-
вило, она сделана из шкуры тюленя или желудка белого медведя. Инструмент
используется для сопровождения торжественных песнопений.
Также существует тибетский вариант, который используют для аккомпане-
мента игры на деревянной флейте. Флейта часто является партнёром мем-
бранофонов, встречающихся в различных странах Латинской Америки
(Боливия, Панама). А в Дагестане, например, существует инструмент, похожий
на европейский барабан. Музыканты держат его на коленях и играют одно-
временно с другими мембранофонами. Барабан и военные
Развитие барабана очень тесно связано с военным делом.
На миниатюре XVI в. (вверху слева) изображено празднование триумфа
Максимилиана. На литографии XIX в., расположенной справа, изображён
барабан линейной пехоты. Переход в гражданскую сферу Военный барабан
стал использоваться в гражданской музыке в таких музыкальных
произведениях, как фанфары. На фотографии вверху:
итальянский музыкант Гли Скапатти во время одной из манифестаций
середины XX в. направо - отсюда происходит английское название инструмента
$Ше (1гит («боковой барабан»). Мощный звук этого барабана
был слышен издалека и служил для управления войском и для
подъёма боевого духа солдат в момент атаки. Предшественником военного
барабана является «большой» (или «турецкий») инструмент
цилиндрической формы, существовавший в XIII веке.
Он появился на Пиренейском полуострове, куда его привезли
арабы, а в Европу он попал из Турции. Этот вид барабана имел
наружные механизмы напряжения. Можно предполагать, что именно
этот инструмент изображен на миниатюре второй половины
XIV века «ЫЬег ушбсиз» Жана деСтреда.
От большого барабана к оркестровому
На протяжении ХУ1-ХУП веков большой барабан присутствовал
во всех военных подразделениях Европы и использовался как для
исполнения сольных партий, так и в качестве аккомпанемента
для духовых инструментов. Звук барабана можно было
услышать на частных концертах и на особых празднествах
того времени. Характерным для этих инструментов было
богатое украшение их обечайки (боковых частей). Популяризация
турецкой музыки, которая сопровождала гвардию султана,
способствовала появлению малого военного барабана в Европе в
XVIII веке. Для музыкального сопровождения военных
парадов того времени была свойственна яркая артистичность:
музыканты в экзотической одежде одновременно выполняли
акробатические упражнения с палками.
В течение XVIII века барабан вошёл в состав оркестра. По
некоторым сведениям, этот инструмент впервые появился
на сцене во время представления оперы «Альциона» эссеиста и
композитора Марена Маре (1706), где его использовали, чтобы
передать сильный шторм. Партии барабана также
присутствуют в оратории «Иуда Маккавей» (1747) и в «Музыке
для королевского фейерверка» Георга Фридриха Генделя (1749),
а также в «Ифигении в Тавриде» Кристофа Виллибальда Глюка и
Малый барабан | История Барабан эпохи барокко XVIII в. стал
определяющим в утверждении барабана в составе
больших оркестров. Одним из ярких
примеров его использования Африканский барабан
Основным элементом африканской
музыкальной культуры является барабан. Внизу
является «Музыка для королевского
фейерверка» Генделя. На гравюре справа:
изображение королевского фейерверка, состоявшегося в
Лондоне в 1749 г. представлена копия одного из
мембранофонов Экваториальной Гвинеи,датируемая
1900-1950 гг. Г';- ГУ! щу - л в Похищении из сераля» (1782)
Вольфганга Амадея Моцарта. Укрепление позиций в оркестре
В XIX веке барабан полностью укрепил свои позиции в оркестре.
Джоаккино Россини в своей опере «Сорока-воровка» (1817) впервые
использовал в полную силу все музыкальное богатство барабана.
До XIX века оркестровый барабан имел глубину от 10 до 30 см и
диаметр от 35 до 40 см, позже его размеры увеличились. Также
произведениях. В качестве примера можно привести
«Похоронный марш» в финальных сценах «Гамлета»
Гектора Берлиоза (1828), где задействованы шесть барабанов,
«Испанское каприччио» Николая Римского-Корсакова
(1887), симфонии Дмитрия Шостаковича, «Болеро» Мориса
Равеля, некоторые произведения Бенджамина Бриттена и
балет «Гаянэ» Арама Ильича Хачатуряна.
На протяжении XIX века барабан претерпел большие изменения. Так, например,
веревки были заменены металлическими стойками. среди других значительных
изменений того времени был переход к другой системе натяжения: согласно изобретению
Корнелиуса Уорда, веревки были заменены болтами. Благодаря
множеству последующих технических и конструктивных
преобразований, барабан стал главным элементом группы
ударных инструментов оркестра. С конца XIX и на протяжении
всего XX века многие композиторы отводили
ему ключевую роль в своих Однако самое большое и,
пожалуй, самое важное место барабану отведено в первой
части «Симфонии №5» Карла Нильсена (1922). Он был
первым, кто начал использовать барабан для создания эффекта
неожиданности, удивления и тревоги. Для того чтобы передать
аллегорию борьбы добра со злом, композитор искусно использовал
противопоставление партии основной части оркестра с
партиями барабана, кларнета и литавр.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу