Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

2015 год № 27. Бас-кларнет. Коллекционные музыкальные инструменты.

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
421
1
Название: 2015 год № 27. Бас-кларнет.

Издательство: Ашет Коллекция, г. Москва


Год издания: 2015

Скачать

2015   27


Скачать

Бас-кларнет - деревянный духовой инструмент, изобретенный в конце XVIII века в качестве одной из разновидностей кларнета. Имя изобретателя этого инструмента, к сожалению, не сохранилось; известно лишь то, что возник он в Германии. Первоначально его использовали только в военных и духовых оркестрах, где он играл роль своеобразного «дублёра» других духовых инструментов, а иногда даже заменял их, когда инструменты низких регистров были по какой-либо причине недоступны. Некоторые из последовавших вскоре усовершенствований бас-кларнета были обусловлены именно его участием в парадах в составе подобных оркестров. Начиная с 1950-х годов, после того как бас-кларнет стали рассматривать как инструмент, способный исполнять сольные партии, его все реже используют во вспомогательной роли. Что же до его участия в симфонических оркестрах, то в их состав бас-кларнет прочно вошел уже в XIX веке. Произошло это благодаря работам таких композиторов, как Рихард Вагнер и Фредерик Дилиус. Однако до XX века инструмент не получал в их составе сольных партий. Появление новых музыкальных направлений и стилей, а также введение в конструкцию бас-кларнета технических и прочих модификаций подвигло многих композиторов на различные музыкальные эксперименты и поиски новых видов звучаний. Кроме того, широкие выразительные возможности инструмента были по-новому использованы в современной музыке, благодаря стараниям некоторых выдающихся кларнетистов нашего времени.

Бас-кларнет — деревянный духовой инструмент, изобретенный
в конце XVIII века в качестве одной из разновидностей кларнета.
Имя изобретателя этого инструмента, к сожалению, не сохранилось;
известно лишь то, что возник он в Германии. Первоначально его
использовали только в военных и духовых оркестрах, где он играл
роль своеобразного «дублёра» других духовых инструментов,
а иногда даже заменял их, когда инструменты низких регистров были
по какой-либо причине недоступны. Некоторые из последовавших
вскоре усовершенствований бас-кларнета были обусловлены именно
его участием в парадах в составе подобных оркестров. Начиная
с 1950-х годов, после того как бас-кларнет стали рассматривать
как инструмент, способный исполнять сольные партии, его все
реже используют во вспомогательной роли. Что же до его участия
в симфонических оркестрах, то в их состав бас-кларнет
прочно вошел уже в XIX веке. Произошло это
благодаря работам таких композиторов, как
Рихард Вагнер и Фредерик Дилиус. Однако до
XX века инструмент не получал в их составе
сольных партий. Появление новых музыкальных
направлений и стилей, а также введение
в конструкцию бас-кларнета технических и прочих
модификаций подвигло многих композиторов
на различные музыкальные эксперименты и
поиски новых видов звучаний. Кроме того, широкие
выразительные возможности инструмента были
по-новому использованы в современной музыке,
благодаря стараниям некоторых выдающихся
кларнетистов нашего времени.
Бас-кларнет | История
Древние модели Слева: бин - инструмент индийского
происхождения, который часто используется заклинателями змей.
Он представляет собой двойной кларнет, в котором одна из двух
трубок используется в качестве бурдонной. Справа: шалюмо,
бас-кларнет европейского происхождения, известный еще со
времен Средневековья. На фотографии представлена
копия инструмента, выпущенная в Германии
в 1970 году. Бас-кларнет Инструмент с глубоким тембром
Марокканский замар Этот бас-кларнет, пришедший
из области Риф на севере Марокко, является еще однии
предшественником современного инструмента. Изображенная на
фотографии модель была создана между 1900 и 1950 годами
в качестве имитации традиционных инструментов,
созданных по аналогии с древнеегипетскими
зуммарами. История бас-кларнета тесно связана
с историей кларнета в строе си-бемоль (ш В), стандартной модели
семейства кларнетов, имеющей форму прямой трубки. Впрочем,
это неудивительно, ведь они имеют множество общих черт, и их
вполне можно считать близкими родственниками. Главные отличия
между ними состоят в звучании (бас-кларнет звучит на октаву
ниже) и внешнем виде. Последнее особенно заметно, так как бас-
кларнет в два раза длиннее обычного кларнета и имеет металлический
раструб, направленный вверх. Кроме того, верхняя часть у бас-
кларнета металлическая и изогнутая, в форме буквы 5. Такая конструкция
облегчает исполнителю доступ к мундштуку. Шалюмо - отец современного
кларнета Много веков назад в самых разных уголках нашей планеты
уже существовали музыкальные инструменты, которые сегодня
в той или иной степени могут рассматриваться как
предшественники кларнета. Некоторые авторы ссылаются
на инструмент под названием зуммара, на котором играли
музыканты в Древнем Египте в 2700 году до нашей эры. Он имел
форму двух соединенных трубок с отверстиями и простой тростью.
Этот инструмент был похож на индийский пунги, или бин, другой
тип кларнета, в котором трость располагалась внутри деревянной
трубки. Несмотря на существование определенного сходства между
этими древними инструментами и современными кларнетами,
с полной уверенностью утверждать, что именно они выступили
предшественниками бас-кларнета, все же нельзя.
История кларнета начинается в Средние века, когда

ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ
Удивительное сочетание
Среди произведений, созданных для бас-кларнета в конце XX века, стоит особенно выделить те, в которых он
использовался в сочетании с ударными. Из всех инструментов этого семейства, именно маримба лучше всех
сочетается с бас-кларнетом. Подтверждением этому выступают такие работы, как «Соната для бас-кларнета
во Франции появляется шалюмо. Этот популярный инструмент с деревянным корпусом,
вырезанным, как правило, из самшита, вообще не имел раструба. Что же касается трости,
то в данном случае она вставлялась в трубку, на которой размещались два клапана.
Шалюмо особенно часто использовался в качестве аккомпанемента для танцев
и народных торжеств. Однако в академических музыкальных кругах к нему довольно долгое время
относились пренебрежительно. Интересно, что в XVII веке термин шалюмо стали применять для
обозначения любого музыкального инструмента в форме трубы.
и ударных» Патрика Дрейзена (1979), «Три пьесы для бас-кларнета и маримбы» Кристен Шинер (1982),
«Дуэт, ор. 220 для маримбы и бас-кларнета» Тауно Марттинена (1983), «Три пьесы для бас-кларнета
и маримбы на основе рисунков» Филиппа Гранжа (1983).
исполнение какого-либо отрывка при помощи инструментов с низким звучанием.
На пути к современному кларнету Лишь благодаря производителям
инструментов, особенно немецким, терминологической
путанице был положен конец, а шалюмо постепенно превратился
в современный кларнет. Между XVII и XVIII веками Иоганн
Христоф Деннер расширил |В XVII веке термин «шалюмо» применяли для обозначения всех инструментов
имеющих форму трубы. В результате образовалась настоящая путаница, которая спустя
столетие, когда родилось семейство кларнетов, достигла своего апогея.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу