Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

2015 год № 37. Английский рожок. Коллекционные музыкальные инструменты.

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
422
2
Название: 2015 год № 37. Английский рожок.

Издательство: Ашет Коллекция, г. Москва


Год издания: 2015

Скачать

2015   37


Скачать

Английский рожок - деревянный духовой инструмент, принадлежащий к семейству гобоев. Его особенностями являются двойная трость и необычный грушевидный раструб. Музыковеды предполагают, что предшественником английского рожка был гобой да качча, или охотничий гобой, представляющий собой разновидность гобоя-сопрано, которая появилась в конце XVII века. Мастера следующего столетия внесли в конструкцию этого инструмента ряд важных изменений, затронувших прежде всего форму корпуса, который перестал быть прямым и приобрел определенный наклон. Это нововведение делало аппликатуру инструмента более удобной. Периодом полного расцвета гобоя да качча можно считать XIX век, так как именно в этом столетии он полностью приспособился к требованиям и предпочтениям общества того времени. Его меланхоличное и слегка приглушенное звучание стало настоящим источником вдохновения для многих композиторов. Параллельно происходило и развитие современного английского рожка, созданного Анри Бродом, который в 1839 году запатентовал первую модель этого инструмента, обладающую прямым корпусом и раструбом грушевидной формы. Авторы XX века приняли эстафету от романтиков и посвятили этому необычному инструменту свои многочисленные произведения. Хотя первая половина XX века не была слишком успешной для английского рожка, за последние пятьдесят лет этот инструмент сумел добиться большого признания и занять достойное место в современной музыке.

Английский
рожок
Неповторимое звучание Как бы ни менялся со временем английский рожок, музыканты всегда искали в нем ряд неизменных свойств, в частности ровное, меланхоличное и немного воздушное звучание. На фотографии: модель английского рожка, созданная
Трибером во Франции примерно в 1800 году, и две модели гобоя да качча, который был непосредственным предшественником
английского рожка. Меланхоличный инструмент Английский рожок олицетворяет собой одно из самых важных достижений эволюции семейства гобоев. Эпохой расцвета этого инструмента стал XVIII век. В то время трубка английского рожка
имела изогнутую форму (благодаря которой он и получил свое название), что значительно упрощало процесс игры на нем. Прототипом для этой модели послужила разновидность сопранового гобоя, известная как гобой да качча и созданная в
последние годы XVII века. Гобой да качча, или охотничий гобой, имел прямой корпус и раструб грушевидной формы, а также
изогнутый бокал (эс или штифт). На его корпусе располагалось шесть аппликатурных отверстий, из которых третье и четвертое
были двойными. Чрезмерная длина корпуса (90 см) стала причиной того, что в начале XVIII века ему стали придавать некоторый изгиб. Несмотря на то, что этот инструмент называют охотничьим гобоем, никакого отношения к охоте он не имеет.
Тайны имени Происхождение названия «английский рожок» уже много лет является предметом споров и дискуссий. Среди музыковедов до сих пор нет единого мнения относительно того, откуда же оно появилось. Поскольку английский
рожок не имеет никакого отношения к английским инструментам, принято считать, что его название стало результатом ошибки,
из-за которой вместо согр$ ап$1ё (корпус с наклоном) стали писать сот ап$1м5 (английский рожок). Сторонники другой гипотезы
связывают появление названия «английский рожок» с ошибочным переводом словосочетания епф$сНе Ноги, первое слово в котором обозначает «ангельский», а не «английский». По еще одной версии, имя инструмента возникло из-за сходства последнего с английским полукруглым охотничьим рогом (так называемой натуральной валторной). Как бы то ни было, гипотез о происхождении названия английского рожка очень много. Среди них встречаются и весьма оригинальные. Так, например, некоторые исследователи говорят, что такое необычное имя было дано инструменту, чтобы увеличить его привлекательность. Конечно же,
такие надуманные версии довольно легко опровергнуть. Более того, даже вполне логичная на первый взгляд теория о происхождении «ап§кш» в результате неправильного написания слова «ап§1ё» имеет некоторые слабые места. Наиболее
Англичанин с итальянской душой Известный прежде всего благодаря своим произведениям для голоса, Генри Пёрселл (1659-1695) был человеком основательным и целеустремленным и интересовался всем, что связано с созданием музыкальных
произведений. Возможно, именно поэтому он одним из первых (наряду с Бахом) обратил внимание на некоторые новые
инструменты, в числе которых был и английский рожок. веским контраргументом в данном случае является тот
факт, что английский рожок не был первым инструментом с такой формой корпуса, так как в XVI веке уже существовало
несколько инструментов с изогнутой трубкой. Несмотря на то, что большинство музыковедов придерживаются мнения о том, что английский рожок появился в результате эволюции гобоя да качча, есть и те, кто считает, что у первого есть точная дата и место рождения. Они утверждают, что английский рожок был изобретен в 1760 году Джузеппе Ферлендисом из Бергамо. Этот итальянский
гобоист пользовался большой популярностью в австрийском Зальцбурге, где он познакомился с Моцартом и занялся
усовершенствованием английского рожка. Ферлендис опубликовал многочисленные концерты для гобоя, флейты
и английского рожка, а также посетил с гастролями Италию, Лондон и Лиссабон, где он и умер в 1802 году.
От охотничьего гобоя к английскому рожку В середине XVIII века гобой да качча превратился в другой, более совершенный инструмент, который стали называть английским рожком. По сравнению с последним, гобой да качча имел большую по размерам коническую трубку и обладал более низким звучанием. Кроме того, на его корпусе располагался целый ряд аппликационных отверстий, позволяющих извлекать различные ноты. Тем не менее они были расположены довольно далеко друг от друга и
от пальцев музыканта, поэтому для упрощения игры на инструменте трубку стали изгибать. К гобою да качча в своих
кантатах неоднократно обращался Иоганн Себастьян Бах. Возможно, из-за того, что эволюция английского рожка
еще не была полностью завершена, а может быть, и из- за его несколько мрачного и загадочного звучания, этот
инструмент редко встречался в классических музыкальных произведениях предромантического периода. Однако Иоганн
Себастьян Бах и Генри Пёрселл включили его в ряд своих оркестровых произведений, заложив тем самым основу.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу