Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры. 1993 год.Зимина А.Н

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4

Зимина А.Н. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры. 1993 год

Скачать

Автор: А. Зимина
Год: 1993
Издательство: Композитор
Страниц: 48

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИе ИГРЫ

Музыкальное воспитание в дошкольных уч-
реждениях в основном осуществляется на музы-
кальных занятиях, где дети слушают музыку, поют,
выполняют различные виды музыкально-ритмичес-
ких движений. Под руководством педагога ребенок
стремится проявить. себя в исполнении песни, тан-
ца, составлении пляски-импровизации, сочинении
и подборе мелодий при игре на музыкальных ин-
струментах. .

Стремление к самостоятельности является од-
ной из характернейших черт поведения ребенка, и
вовлечение его в посильную творческую деятель-
ность стимулирует развитие и позволяет проявить
фантазию. Развитие. самостоятельности зависит от
индивидуальных и возрастных особенностей ребен-
ка, от отношения к нему товарищей и взрослых и
проявляется на разных уровнях. Под самостоятель-
ностью в музыкальной деятельности Н.В.Ветлугина
подразумевает такой комплекс качеств личности
ребенка, который помогает ему, используя накоп-
ленный опыт знаний и умений, выполнять все но-
вые, усложняющиеся задачи и действовать в незна-
комых ситуациях без помощи взрослого.

Физиологическая основа самостоятельности в
музыкальной деятельности лежит в развитии музы-
кального слуха, ладового и музыкально-ритмичес-
кого чувства, что в свою очередь способствует фор-
мированию основных музыкальных способностей.
Совершенствование музыкальных способностей
всегда находится в прямой зависимости от система-
тичности проводимых упражнений. В дошколь-
ных учреждениях они включаются в работу с деть-
ми с самого раннего возраста. (Где звучит? Высокие
и низкие звуки; Кто в домике живет? Кто пришел? и
т.д.) В ходе музыкально-дидактических упражне-
ний дети учатся различать направление звука, пос-
ледовательность смены высоты, силы звуков, тембр
различных музыкальных иснтрументов и голоса лю-
дей. Музыкально-дидактические упражнения зани-
мают немного времени и могут быть включены в

‚ разделы пения и музыкально-ритмического движе-
ния на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры сложны, и
проводить их надо только тогда, когда у детей есть
некоторый опыт музыкального развития.

В зависимости от дидактической задачи и раз-
вертывания игровых действий музыкально-дидак-
тические игры разделяются на три вида:

1. Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревно-
вания в ловкости отодвинут по времени от момента
выполнения музыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В первом виде предусматривается статичное
расположение детей, разделенных на подгруппы.
Соревнование заключается в умении вслушиваться
в музыку. Этот вид часто проводится с пособиями
(за лучшее выполнение задания подгруппы детей
или ребенок, если игра ведется с 2 - 3 детьми, на-
граждаются фишкой, флажком. В процессе игры
дети выполняют ее правила, показывая ту или
иную картинку, поднимая в соответствии со звуча-
нием флажки разных цветов и т.д.).

Второй вид характеризует динамика действий.
Здесь дети, разделенные на подгрупцы, вслушива-
ясь в музыкальное звучание, реагируют на него дви-
жением. Звучат громкие звуки - в пространстве
групповой комнаты двигается одна подгруппа -де-
тей, тихие - другая, а предыдущая останавливает-
ся. После неоднократной смены звучания наступа-
ет завершающий момент игры - физкультурное со-
ревнование: одна подгруппа догоняет другую или
каждая собирается у заранее обозначенного места и
т.д.

В третьем виде двигательная активность детей
ограничена. Между собой соревнуются три или два
круга, или коллектив (круг) и солист. Например,
при звучании высоких звуков идут дети первого
круга, при звучании звуков средней высоты - второ-
го круга, на звучание звуков низкой высоты реаги-
руют движением дети третьего круга. Победителем
становятся те, кто точнее реагировал на смену зву-
чания.

Музыкально-дидактические игры можно про-
водить в повседневной жизни детского сада, на про-
гулках в теплое время года, на комплексных музы-
кальных занятиях, в часы, отведенные для игровой
деятельности. Группы необходимо оснащать всеми
пособиями, инструментами и игрушками, рекомен-
дованными методической литературой и, кроме то-
го, самим создавать пособия для самостоятельно
разрабатываемых дидактических игр.

Благоприятный микроклимат в группе, атмос-
фера внимания к самостоятельным проявлениям
детей в музыкально-дидактической деятельности,
обогащение их жизни яркими запоминающимися
художественными впечатлениями вызывает у де-
тей седьмого года жизни желание не только самим
создавать игры и проводить их, но и словесно их обо-
сновывать. В самостоятельно придуманные игры
дети играют с особым удовольствием. Конечно, при
организации творческой деятельности необходимо
много внимания уделять выработке умения влиять
на ребят, то есть технике педагогического общения:
мимике, интонации вопросов, ободряющему ‘жесту,

. 9961
А

тону предъявления заданий, снимающих эмоцио-
нальное напряжение, вызывающих доверие.
Известно, что мышление детей дошкольного
возраста связано с чем-то конкретным, с тем, что
можно увидеть, потрогать. Причем индивидуаль-
ные различия в процессе познания заключаются в
том, что одни. дети быстрее схватывают изучаемое
явление зрением, другие - при помощи движения,
третьи - слухом. Сенсорное воспитание и заключа-
ется в координированном применении всех назван-

ных способов восприятия. Через личный опыт ребе-
нок усваивает понятия, которые выражаются сло-
вами: выше, ниже, посередине, громче, тише, быст-
ро, медленно, не очень быстро, спокойно, бодро,
оживленно и так далее. Иными словами - музы-
кальную терминологию. Пенимание музыкального
языка облегчает им узнавание и сравнение музы-
кальных произведений, увеличивает продолжи-
тельность внимания, мобилизует психические и ин-
теллектуальные способности.
Музыкально-дидактическая игра всегда тре-
бует большой слуховой сосредоточенности, которая
приводит к совершенствованию процесса развития
слухового восприятия. В ходе игры ребенок все вре-
мя должен вслушиваться в смену звучаний и реаги-
ровать на это движением или действием, а не авто-
матически выполнять задание. Это необходимо для
того, чтобы исключить механическое заучивание,

` которое не приводит к развитию умственных и твор-.

ческих возможностей дошкольников, необходимых
для творческого решения поставленных` перед ни-
ми задач. .

Необходимо отметить, что музыкальные произ-
ведения, на основе которых развиваются игровые
действия, должны восприниматься детьми целост-
но, но с некоторым выделением тех или иных
средств музыкальной выразительности (в зависи-
мости от правил игры}.....

Скачать

 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу