Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Буква «ты» (А. И. Пантелеев)

  • Автор темы ekaterinaniy
  • Дата начала
ekaterinaniy

ekaterinaniy

Well-known member
20 Июн 2022
1,053
27
Буква «ты»
(А. И. Пантелеев)

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать.
Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и
была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы
одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и
«папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас
невыученной одна только, самая последняя буква – «я».
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и
споткнулись.
Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее
рассмотреть и сказал:
– А это вот, Иринушка, буква «я».
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
– Ты?
– Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я»!
– Буква ты?
– Да не «ты», а «я»!
Она еще больше удивилась и говорит:
– Я и говорю: ты.
– Да не я, а буква «я»!
– Не ты, а буква ты?
– Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой
немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь,
что это не я, а что это буква так называется: «я»?
– Нет, – говорит, – почему не понимаю? Я понимаю.
– Что ты понимаешь?
– Это не ты, а это буква так называется: «ты».
Фу! Ну, в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же,
скажите на милость, ей объяснить, что я – это не я, ты – не ты, она
– не она и что вообще «я» –это только буква.
–Ну, вот что, –сказал я наконец, –ну, давай, скажи как будто
про себя: я!
Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
–Говорить?
– Ну, ну... Конечно.
Вижу – молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
Я говорю:

– Ну, что же ты?
– Я сказала.
– А я не слышал, что ты сказала.
– Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и
говорю.
– Что же ты говоришь?
Она оглянулась и шепотом – на ухо мне:
– Ты!..
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по
комнате.
Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная
Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса
посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было
стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно,
что я – большой человек – не могу научить маленького человека
правильно читать такую простую букву, как буква «я».
Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке,
ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:
– Это кто?
Она говорит:
– Это я.
– Ну вот... Понимаешь? А это буква «я»!
Она говорит:
– Понимаю...

А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился – вот-
вот заплачет.

– Что же ты, – я спрашиваю, – понимаешь?
– Понимаю, – говорит, – что это я.
– Правильно! Молодец! А это вот буква «я». Ясно?
–Ясно, – говорит. –Это буква ты.
–Да не ты, а я!
–Не я, а ты.
–Не я, а буква «я»!
– Не ты, а буква «ты».
– Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!
– Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты»!
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
– Нет такой буквы! – закричал я. – Пойми ты, бестолковая
девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я».
Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

– Ты, ты, ты, – пролепетала она, едва разжимая губы. Потом
уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно,
что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.
– Хорошо, – сказал я. – Как видно, мы с тобой и в самом деле
немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь
идти гулять. На сегодня – хватит.
Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова
мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в
конце концов перешагнем через эту проклятую букву «я»?
«Ладно, – решил я. – Забудем о ней. Ну ее. Начнем
следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».
И на другой день, когда Иринушка, веселая и
раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей
напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл
первую попавшуюся страницу и сказал:
– А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула,
уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами,
бегло и не переводя дыхания, прочла:
– Тыкову дали тыблоко.
От удивления я даже на стуле подскочил:
– Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за
тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:
«Якову дали яблоко».
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:
– Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
– Яблоко? Так значит, это буква «я»?
Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и
думаю: «Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу «я» – значит
– опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не
попадемся».
И я сказал:
– Да, правильно. Это буква «ты».
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень
нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я
сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось. И,
может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы –
вместо «яблоко» –тыблоко, вместо «ярмарка» тырмарка, вместо

«якорь» –тыкорь и вместо «язык» –тызык. А Иринушка, слава богу,
выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как
полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

Скачать текст



Материалы из подборки:
 

Вложения

  • 73 Пантелеев Л. «Буква ТЫ».pdf
    242.8 KB · Просмотры: 11
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу