Вера Романовна
Member
- 14 Июл 2022
- 493
- 11
Название: Чтение с листа на уроках сольфеджио на материале диатонических ладов
Автор: Мешкова Мария Александровна
Скачать
Издательство: Классика-XXI, г. Москва
Год издания: 2007
Методика преподавания сольфеджио нуждается в обновлении. Сегодня это совершенно ясно каждому преподавателю - и только начинающему свою педагогическую деятельность, и уже обремененному опытом работы. Слишком быстро меняется окружающая звуковая среда - включая то, что звучит по радио, на телевидении, в наушниках МРЗ-плееров... И слишком кардинальным образом отличается она от того, что зафиксировано на страницах учебных пособий для детей, в том числе сольфеджийных пособий по чтению с листа.
Скачать
Какой же материал осваивает сегодня на сольфеджио среднестатисти-
ческий ученик детской музыкальной школы или школы искусств? Вряд ли
оптибусь, если предположу: тот же, что и 20—30 лет тому назад. А осваива-
ли в те незапамятные времена преимущественно примеры в рамках класси-
цистской логики мышления (сольфеджийные номера, цепочки интервалов
и аккордов, диктанты и др.). Самое удивительное даже другое. Не только
родители наших учеников, но их бабушки и дедушки (если их, конечно,
обучали музыке) воспитывались примерно на том же самом материале.
И питомцы отечественных учебных заведений — изберут они профессио-
нальную музыкальную стезю или останутся просто любителями музыки —
оказываются сегодня, в ХХ! веке, в ситуации раздвоенного музыкального
сознания и музыкального опыта.
В связи с этим возникает вопрос: как эту ситуацию изменить в рам-
ках предмета сольфеджио?
Важным шагом в этом направлении может быть расширение стили-
стических рамок традиционного курса, другими словами — обновление
материала инструктивных пособий, включение в него образцов из пред-
классической и романтической музыки, богатейих пластов фольклора и
разнообразного музыкального наследия ХХ века. Кроме решения позна-
вательных задач, это позволит переориентировать слух наших учащихся,
помочь им на практике освоить ладовые системы, организованные иначе,
нежели централизованный, основанный на одной тонике мажоро-минор,
и таким образом подготовить к восприятию современного звукового про-
странства.
Основной акцент в предлагаемом пособии сделан на освоении ладо-
вых особенностей диатонической музыки — ярких примеров из фолькло-
ра и произведений ХХ века. Их объединяет звукорядная (модальная) ос-
нова и свойственные ей переменность устоев, «переливчатость» ладового
колорита и особый, по сравнению с музыкой классического тица, инто-
национный строй. Впервые в сольфеджийном сборнике диатоника пред-
стает в многообразии своих форм: от двух-, трех-, четырехступенных ла-
дов до пентатоники и семиступенных ладов, а также более сложных
конструкций.
Часть музыкальных примеров заимствована из репертуара по специ-
альности (сборников пьес для фортепиано, флейты, кларнета, баяна и дру-
гих инструментов). Это позволит предмету сольфеджио, относимому к тео-
ретическим дисциплинам, стать неразрывно связанным с исполнительской
практикой учащихся, что, безусловно, повысит заинтересованность детей
и придаст их учебной деятельности осмысленный характер.
Дабы не сковывать инициативу педагога в самостоятельном отборе
материала (а такую необходимость приходится учитывать из-за разницы
в уровнях конкретных учебных групп), я отказалась от его распределения
по классам и сформировала крупные блоки: для младших, средних и стар-
ших классов. Отдельные номера из этих блоков даны в Приложении в нол-
ной фактуре и могут исполняться с аккомпанементом педагога.
В систематизации сольфеджийных номеров прослеживаются два ос-
новополагающих принципа. Один из них — «от простого к сложному».
Для младших классов предлагаются одноголосные образцы в простых
диатонических ладах (дихорды, трихорды, тетрахорды, пентахорды, гек-
сахорды).
В разделе, предназначенном средним классам, не только расширяет-
ся круг изучаемых ладов (вводится пентатоника), но и усложняются фор-
мы работы с ними: кроме одноголосия здесь представлено пение с акком-
панементом и двухголосие. Старшеклассникам рекомендуется материал,
построенный на достаточно сложных для интонирования семиступенных
диатонических ладах (лидийский, миксолидийский, дорийский, фригий-
ский), а также ладах смешанных и вариантных.
Другой принцин — освоение нового материала вместе с повторени-
ем и закреплением пройденного на более сложных образцах, в более
сложном контексте. Например, тема «Неполные диатонические лады»
фигурирует во всех трех разделах пособия, однако номера постепенно ус-
ложняются в отношении мелодических оборотов, ритма и метра (в част-
ности, в раздел для старших классов вводятся переменные и смешанные
размеры)...
Скачать
Автор: Мешкова Мария Александровна
Скачать
Издательство: Классика-XXI, г. Москва
Год издания: 2007
Методика преподавания сольфеджио нуждается в обновлении. Сегодня это совершенно ясно каждому преподавателю - и только начинающему свою педагогическую деятельность, и уже обремененному опытом работы. Слишком быстро меняется окружающая звуковая среда - включая то, что звучит по радио, на телевидении, в наушниках МРЗ-плееров... И слишком кардинальным образом отличается она от того, что зафиксировано на страницах учебных пособий для детей, в том числе сольфеджийных пособий по чтению с листа.
Скачать
Какой же материал осваивает сегодня на сольфеджио среднестатисти-
ческий ученик детской музыкальной школы или школы искусств? Вряд ли
оптибусь, если предположу: тот же, что и 20—30 лет тому назад. А осваива-
ли в те незапамятные времена преимущественно примеры в рамках класси-
цистской логики мышления (сольфеджийные номера, цепочки интервалов
и аккордов, диктанты и др.). Самое удивительное даже другое. Не только
родители наших учеников, но их бабушки и дедушки (если их, конечно,
обучали музыке) воспитывались примерно на том же самом материале.
И питомцы отечественных учебных заведений — изберут они профессио-
нальную музыкальную стезю или останутся просто любителями музыки —
оказываются сегодня, в ХХ! веке, в ситуации раздвоенного музыкального
сознания и музыкального опыта.
В связи с этим возникает вопрос: как эту ситуацию изменить в рам-
ках предмета сольфеджио?
Важным шагом в этом направлении может быть расширение стили-
стических рамок традиционного курса, другими словами — обновление
материала инструктивных пособий, включение в него образцов из пред-
классической и романтической музыки, богатейих пластов фольклора и
разнообразного музыкального наследия ХХ века. Кроме решения позна-
вательных задач, это позволит переориентировать слух наших учащихся,
помочь им на практике освоить ладовые системы, организованные иначе,
нежели централизованный, основанный на одной тонике мажоро-минор,
и таким образом подготовить к восприятию современного звукового про-
странства.
Основной акцент в предлагаемом пособии сделан на освоении ладо-
вых особенностей диатонической музыки — ярких примеров из фолькло-
ра и произведений ХХ века. Их объединяет звукорядная (модальная) ос-
нова и свойственные ей переменность устоев, «переливчатость» ладового
колорита и особый, по сравнению с музыкой классического тица, инто-
национный строй. Впервые в сольфеджийном сборнике диатоника пред-
стает в многообразии своих форм: от двух-, трех-, четырехступенных ла-
дов до пентатоники и семиступенных ладов, а также более сложных
конструкций.
Часть музыкальных примеров заимствована из репертуара по специ-
альности (сборников пьес для фортепиано, флейты, кларнета, баяна и дру-
гих инструментов). Это позволит предмету сольфеджио, относимому к тео-
ретическим дисциплинам, стать неразрывно связанным с исполнительской
практикой учащихся, что, безусловно, повысит заинтересованность детей
и придаст их учебной деятельности осмысленный характер.
Дабы не сковывать инициативу педагога в самостоятельном отборе
материала (а такую необходимость приходится учитывать из-за разницы
в уровнях конкретных учебных групп), я отказалась от его распределения
по классам и сформировала крупные блоки: для младших, средних и стар-
ших классов. Отдельные номера из этих блоков даны в Приложении в нол-
ной фактуре и могут исполняться с аккомпанементом педагога.
В систематизации сольфеджийных номеров прослеживаются два ос-
новополагающих принципа. Один из них — «от простого к сложному».
Для младших классов предлагаются одноголосные образцы в простых
диатонических ладах (дихорды, трихорды, тетрахорды, пентахорды, гек-
сахорды).
В разделе, предназначенном средним классам, не только расширяет-
ся круг изучаемых ладов (вводится пентатоника), но и усложняются фор-
мы работы с ними: кроме одноголосия здесь представлено пение с акком-
панементом и двухголосие. Старшеклассникам рекомендуется материал,
построенный на достаточно сложных для интонирования семиступенных
диатонических ладах (лидийский, миксолидийский, дорийский, фригий-
ский), а также ладах смешанных и вариантных.
Другой принцин — освоение нового материала вместе с повторени-
ем и закреплением пройденного на более сложных образцах, в более
сложном контексте. Например, тема «Неполные диатонические лады»
фигурирует во всех трех разделах пособия, однако номера постепенно ус-
ложняются в отношении мелодических оборотов, ритма и метра (в част-
ности, в раздел для старших классов вводятся переменные и смешанные
размеры)...
Скачать
Последнее редактирование: