Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Цирк! Цирк! Цирк! Веселое представление для детей и взрослых. 2005 год. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Цирк! Цирк! Цирк! Веселое представление для детей и взрослых. 2005 год​

             2005

Пособие
для воспитателей и музыкальных руководителей
детских дошкольных учреждений
Издательство «Композитор • Санкт-Петербург»
Данная книга предназначается музыкальным руководителям и воспитателям
детских садов, руководителям танцевальных кружков и студий для малышей, учи-
телям начальной школы, специалистам других детских образовательных учрежде-
ний и, конечно же, заинтересованным и неравнодушным родителям.
Здесь помещен интересный и познавательный материал о цирковом искусстве
и цирковых жанрах, сделана подборка веселых и смешных стихотворений о цир-
ке. Все выступления этого детского циркового представления связаны между собой
забавными репризами. Номера, исполняемые детьми, отличаются оригинальностью
постановки, простотой разучивания и качественно подобранным музыкальным со-
провождением. Это цирковое представление запомнится вашим детям надолго.

ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!
Веселое представление для детей и взрослых
Пособие
для воспитателей и музыкальных руководителей
детских дошкольных учреждений
Издательство «Композитор • Санкт-Петербург»
Данная книга предназначается музыкальным руководителям и воспитателям
детских садов, руководителям танцевальных кружков и студий для малышей, учи-
телям начальной школы, специалистам других детских образовательных учрежде-
ний и, конечно же, заинтересованным и неравнодушным родителям.
Здесь помещен интересный и познавательный материал о цирковом искусстве
и цирковых жанрах, сделана подборка веселых и смешных стихотворений о цир-
ке. Все выступления этого детского циркового представления связаны между собой
забавными репризами. Номера, исполняемые детьми, отличаются оригинальностью
постановки, простотой разучивания и качественно подобранным музыкальным со-
провождением. Это цирковое представление запомнится вашим детям надолго.
Желаем вам успехов!
Пусть наш девиз станет вашим:
«Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!»
Авторы выражают искреннюю благодарность Алексеевой Ирине Викто-
ровне, создателю программы «Театрализованная ритмопластика», за по-
мощь в подготовке этого издания.
Гос № 4105
© И. М. Каплунова, И. А. Новоскольпева, 2005
© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург».
2005
3
Из истории цирка*
Цирк (от латинского с/гсиз— круг) — здание для
цирковых представлений; в Древнем Риме — эллип-
совидная арена с трибунами, на которой проводились
соревнования (гонки) колесниц. В перерывах между
заездами выступали акробаты, эквилибристы, дресси-
ровщики, комики и другие артисты. Современный
цирк имеет круглую, обнесенную жестким барьером
арену (манеж) диаметром 13-14 метров с мягким по-
крытием и сферический купол, необходимый для ис-
полнения номеров воздушной акробатики, а также
расположенные амфитеатром места для зрителей.
Цирк, как и театр, родился на площади для раз-
влечения простого народа и сложился на основе
трудовых процессов, народных игрищ, праздничных
и религиозных обрядов. Собираясь на охоту, наши
предки проделывали определенные ритуальные дей-
ствия, носившие магический характер, что должно
было помочь им в единоборстве с животными. В этих
действиях, движениях охотников можно найти зачат-
ки многих цирковых жанров (например, акробатики).
Сборщики фруктов передвигались от дерева к дере-
ву, не сходя с лестниц, а также на ходулях. Горцы
перекидывали деревья через узкие пропасти и пере-
ходили по ним, балансируя различными предметами.
Грузинские воины славились мастерской ездой на
лошадях; в бою они повисали вниз головой, закры-
ваясь телом лошади от стрел и копий. Постепенно
эти и другие приемы приобрели характер игры и де-
монстрировались на различного рода празднествах.
Там же выступали и исполнители фарсовых сценок,
часто носивших сатирическую направленность. Уча-
стники этих сценок применяли приемы гротеска,
буффонады, создавали маски. Такие маски-образы
(обжора, хитрец, недотепа и другие) утверждались в
цирке постепенно. Из глубины веков ведет свое про-
исхождение и жанр «волшебных» превращений, ис-
чезновений, появлений — фокусы.
У истоков русской театральной и цирковой куль-
туры стоят скоморохи — бродячие музыканты,
плясуны, комедианты. Они играли на музыкальных
инструментах: лире, гудке, волынке, гуслях, балалай-
ке, бандуре, свирели, бубне, барабане. Скоморохи
плясали, и все больше трепак — живой, темперамен-
тный танец, требующий от исполнителя виртуозного
мастерства. Пословица гласит: «И всяк спляшет, да
не как скоморох». Скоморохи пели веселые быто-
вые, иногда наполненные сатирическим содержани-
ем песни, нескладицы.
В царской грамоте 1648 года упоминается о «мед-
ведчиках» — поводырях медведей, что указывает на
их близость к цирку. Соединение дрессировки со
словесными комментариями найдет свое дальней-
шее развитие в русской клоунаде. Наряду с русски-
ми скоморохами в городах можно было увидеть и
иностранных артистов — шпильманов. В странах
Западной Европы это слово обозначало бродячего
артиста-комедианта. Они демонстрировали приемы
акробатики и жонглирования. Русские скоморохи
охотно перенимали их опыт. Знали в русских городах
и искусство канатоходцев, канатных плясунов, бор-
цов, наездников, дрессировщиков лошадей.
Чем больше развивалось скоморошество, тем не-
дружелюбнее относились к нему бояре и духовен-
ство, что отразилось даже в пословице: «Скоморох
попу не товарищ». Решительно выступая против ско-
морохов, запрещая их деятельность, правящие клас-
сы сами были не прочь порой развлечься. Царь и
бояре содержали штат шутов, «дураков», карликов и
других забавников. Княжеские пиры нередко сопро-
вождались конскими состязаниями, играми, забава-
ми. Наибольшее распространение шутовские потехи
получили в царствование Михаила Федоровича: во
дворце существовал Потешный чулан, преобразован-
ный позже в Потешную палату. Здесь были собраны
музыкальные инструменты, различные чудеса приро-
ды и уникальные изделия умельцев. Здесь же нахо-
дились и шуты. Из забав при дворе к цирковым пред-
ставлениям можно отнести медвежью потеху. Для
нее содержали животных в специальных зверинцах.
Потехи были разных видов: травля, бой с медведем,
медвежья комедия. Травлю как зрелище упразднили
по настоянию Общества покровительства животным.
Интереснее всего была медвежья комедия, которая
сводилась к дрессировке. Во дворец приводили не
только дрессированных медведей, но и тигров, сло-
нов. В Потешной палате шли представления немец-
ких фигляров (то есть шутов, акробатов), балансеров,
фокусников. Позже в дворцовом штате среди других
потешников значился «канатный плясун» Иван Семе-
нов Ладыгин, который, помимо выступлений, зани-
мался с учениками. Среди его учеников были «ме-
тальники», то есть жонглеры. Выступали во дворце
также силачи. Их выделяли и награждали. Об одном
из них, Семене Трещале, жившем в конце XVIII века,
поэт и баснописец А. Е. Измайлов писал:
В Москве фабричный был Семен—силач, боец;
За раз из печи изразец
Своею вышибал железной пятерней,
Все опрокидывал и гнал перед собой.
Страх, ужас перед ним,
И крики радости, и похвала за ним.
По окончании сраженья
Героя нашего ведут все с торжеством
В питейный дом
Для угощенья.
Скоморохи и шуты явились прародителями рус-
ского клоуна, главной фигуры на народных гуляньях.
В 1765 году в Петербурге и Москве открылись теат-
ры, предназначенные для народа, — балаганы.
Элементы балаганных представлений используются
в дальнейшем и в цирке. Но русский цирк развивал-
ся очень медленно. Во-первых, в условиях крепост-
ного права артистам было трудно стать известными;
во-вторых, русское дворянство предпочитало все
* Материал для статьи взят из Большой советской энциклопедии; из книг: Гурвич 3. О жанрах советского цир-
ка. иностранное, поэтому, если русский артист и появ-
лялся в цирке, он брал иностранный псевдоним.
И наконец, церковь неодобрительно смотрела на все
формы зрелищ.
Конец XIX века был для русского цирка временем
расцвета. В обеих столицах создаются стационары,
по своим масштабам не уступающие лучшим цирко-
вым антрепризам, действующим в Западной Европе.
Наряду с иностранными предпринимателями во гла-
ве крупных цирков встают русские хозяева. На аре-
нах выступают талантливые русские артисты.
Искусство цирка волнует, удивляет и восхищает.
Перед зрителем открывается сказочный мир, в кото-
ром царит неповторимая атмосфера праздника и
веселья. Цирк — это праздник силы, ловкости, красо-
ты и смелости. Здесь отважные наездники, укротите-
ли хищных зверей, акробаты, воздушные гимнасты,
прыгуны и эквилибристы, фокусники и жонглеры, ка-
натоходцы, танцоры и борцы. А над всем этим гла-
венствуют короли смеха — клоуны. Такого разнооб-
разия жанров, как в цирке, не встретишь в других
видах искусства. У каждого циркового жанра свои
выразительные средства (трюки), снаряды, свой ха-
рактер исполнения. Но основой любого жанра явля-
ется действие.
К основным цирковым жанрам относятся акроба-
тика, клоунада, гимнастика, жонглирование, дресси-
ровка, эквилибристика, атлетика, фокусы.
Решающее значение в цирке имеет акробатика
благодаря разнообразию видов, множеству упражне-
ний и различных форм исполнения. Владение при-
емами акробатики необходимо каждому артисту цир-
ка— и клоуну, и гимнасту, и жонглеру, и жокею.
Занятие акробатикой развивает все мышцы, выраба-
тывает физическую силу, ловкость, выносливость,
пластическую выразительность и координацию дви-
жений, придает фигуре красивую осанку, способству-
ет воспитанию волевых качеств артиста. Акробатика
подразделяется на партерную и воздушную. К пар-
терной относятся все разновидности акробатики, ис-
полняемой непосредственно на манеже. Характер-
ной особенностью воздушной акробатики является
исполнение акробатических трюков на снаряде, под-
вешенном к колосникам купола цирка на определен-
ной высоте.
Клоунада — неотъемлемая часть циркового
представления. Слово «клоун» произошло от латин-
ского со1оппз — человек из простонародья. Положе-
ние клоунов в цирке — доминирующее. Они — твор-
цы смеха. Для жанра клоунады характерно наличие
комедийных образов и комедийного конфликта. Раз-
личают пять разновидностей клоунских амплуа: это
клоуны буффонадные, выступающие с веселыми
сценками-антре, клоуны-сатирики, клоуны музыкаль-
ные (профессионально владеющие инструментами),
клоуны-дрессировщики (братья Дуровы были новато-
рами в области клоунады с использованием дресси-
рованных животных), коверные (так в цирке принято
называть тех клоунов, которые выступают в паузах
между номерами на протяжении всего представле-
ния). Свое название — коверный — клоун получил от
той первоначальной функции, которой ограничива-
лось его выступление. Он должен был заполнять па-
узы, когда разворачивали или убирали ковер, уста-
навливали артистический реквизит. Сегодня в нашем
цирке коверные клоуны заняли ведущее положение.
Все представление клоун общается со зрителем,
«подогревает» его интерес к программе, способству-
ет наилучшему восприятию каждого номера, он вли-
яет на эмоциональный настрой зрительного зала. От
клоуна зависит атмосфера циркового спектакля в це-
лом. Коверный — универсальный артист. Он должен
владеть приемами акробатики, гимнастики, жонгли-
рования, эквилибристики, уметь играть на музыкаль-
ных инструментах, владеть актерским мастерством.
Наиболее известными клоунами нашего цирка были
Карандаш (Михаил Николаевич Румянцев), Олег
Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров.
Слово гимнастика греческого происхождения.
В период расцвета греческой культуры эллины про-
водили спортивные занятия в специальных помеще-
ниях — гимнасиях. Последователи греческой гимнас-
тики— римляне — расширили систему упражнений,
применив некоторые специальные снаряды: для ла-
зания, для прыжков. Постепенно упражнения услож-
нялись, совершенствовалась техника их выполнения,
появились новые снаряды — перекладина, трамплин.
Гимнастика стала внедряться в цирковые номера и
с середины XIX века заняла прочное положение на
манеже как самостоятельная зрелищная форма. Все
упражнения цирковой гимнастики выполняются толь-
ко на специальных снарядах и аппаратах. Цирковая
гимнастика, как и акробатика, делится на партерную
(гимнастика на турниках, на кольцах, партерный по-
лет) и воздушную (гимнастика на трапеции, на лета-
ющем, развевающемся канате, на вертикальном ка-
нате, на рамке, на бамбуке, воздушный полет).
Искусство жонглирования, то есть умение
подбрасывать и ловить одновременно несколько
одинаковых или различных предметов, было извес-
тно еще в древности От жонглера требуется лов-
кость, мгновенная реакция, быстрота движений и
развитое чувство ритма. Жонглируют четным и не-
четным количеством предметов, причем предметы
могут быть всевозможных форм и назначений.
Чувство любви к животным заложено в самой
природе человека. Человек всегда стремился к при-
ручению отдельных видов животных и птиц. Из-
вестно, что многие племена, населяющие джунгли,
испокон веков использовали слонов для охоты, пе-
реноски тяжестей и на других работах. Разум и воля
человека, любовь к животным способствовали тому,
что приручение переросло бытовые цели, — дрес-
сировку зверей и птиц стали показывать как зре-
лище, а в дальнейшем она стала одним из жанров
цирка. Выступление дрессированных животных —
привлекательная часть цирковой программы. Каких
только животных, зверей и птиц не видит зритель
в цирке! Грозных львов и свирепых тигров, коварных
пантер и злобных леопардов, смышленых медведей
и неповоротливых бегемотов, шустрых собачек, про-
казниц мартышек, горделивых верблюдов, а также
дикобразов, голубей, петухов, красавцев попугаев!
Звери и птицы становятся послушными воле дресси-
ровщика. Они проделывают то, что подчас кажется
для них невозможным: балансируют на канате, ката-
ются на шаре, ходят на передних или задних лапах,
ездят на велосипеде и даже на мотоцикле, прыгают
на батуте, боксируют, катаются на коньках. В чем же
секрет их беспрекословного повиновения человеку?
И вообще, что такое дрессировка? Большой вклад
в науку о поведении животных внес знаменитый
дрессировщик и зоопсихолог Владимир Леонидович
Дуров. Изучая повадки животных, их природные
инстинкты, он разработал наиболее действенные
способы дрессировки, основанные на законах реф-
лексологии. Суть метода заключается в непосред-
ственном воздействии на психику животного: приру-
чения добиваются лаской, а не болевыми приемами.
Постепенно действия животного превращаются в
привычку. Этот прием Дуров назвал вкусопоощрени-
ем. Но не только инстинкт руководит животными.
Дрессировщики убеждены (и это мнение основыва-
ется на многочисленных фактах и наблюдениях), что
у четвероногих артистов существует простейший
разум. В настоящее время во многих странах уче-
ные изучают язык животных. Дуров придавал боль-
шое значение отбору животных и познанию их инди-
видуальных свойств. Он исходил из того, что у
каждого животного свой характер, своя восприимчи-
вость, свой темперамент, и поэтому не все экземп-
ляры животных пригодны для дрессировки. Отличи-
тельной особенностью Дурова-дрессировщика было
разнообразие демонстрируемых им видов животных.
Первым в России он вывел в манеж морских львов,
лисиц, морских свинок.
Дрессировка лошадей занимает в цирке особое
место по количеству разновидностей и формам пока-
за: высшая школа верховой езды, тандем (упряжка
лошадей, следующих цугом), кабриолет (легкий двух-
колесный экипаж), свободная дрессировка (без наез-
дника), индивидуальная и групповая дрессировка.
В цирке демонстрируется множество видов мел-
ких животных — чаще всего собак и обезьян. Благо-
даря природной отзывчивости эти животные легче,
чем другие, поддаются дрессировке и выполняют
более сложные задачи. Они неизменные участники
всех смешанных групп дрессированных животных.
Труднее поддаются дрессировке кошки, поэтому их
участие в номерах ограничивается позированием
в какой-нибудь сценке.
Из крупных животных особое место в цирке зани-
мают слоны. Умные и послушные, они очень воспри-
имчивы к требованиям дрессировщика, быстро при-
выкают к человеку и позволяют добиваться от них
выполнения интересных трюков. Несмотря на огром-
ный вес, слоны способны ко множеству действий,
которые на первый взгляд не соответствуют их дан-
ным. Слоны умеют подниматься на задние ноги, ста-
новиться на передние и даже стоять на одной пере-
дней ноге. Они кружатся в вальсе, строят пирамиды,
передвигаются на шаре и т. д. Трюковый репертуар
дрессированных слонов обширен. Однако работа
с ними требует внимания и терпения.
Демонстрация хищных дрессированных живот-
ных— одно из древнейших зрелищ. Обычно артист
выступает не с одним хищником, а с целой груп-
пой — от пяти и более животных. Соединение в од-
ной группе нескольких животных, различных по ха-
рактеру, и приучение их к постоянному терпимому
соседству — это и есть начало подготовки номера.
Дрессировка хищников — труд очень кропотливый,
требующий терпения и огромной выдержки.
Дрессировка птиц представлена в цирке в мень-
шей степени. Наибольшее распространение получи-
ли попугаи и голуби. Другие представители мира
пернатых — орлы, пеликаны, гуси, петухи — встреча-
ются только в смешанных зоономерах. Они лишь
эффектные статисты, а не «актеры». Попугаи и голу-
би быстрее, чем другие птицы, привыкают к челове-
ку. Кроме того, попугаи не способны хорошо летать,
поэтому отличаются усидчивостью. Довольно легко
осваивают многие трюки и голуби. Они бегают по
мячу и перекладинам лесенки, которые дрессиров-
щик вращает в руках. Облетев над манежем круг,
птицы стайкой приземляются на попону маленькой
лошадки, бегающей по кругу.
Одна из особенностей организма человека —
врожденное чувство равновесия. Оно даже не заме-
чается. Но вот человек поскользнулся, оступился —
равновесие нарушено, он падает. Органы равновесия
четко реагируют на малейшее изменение положения
тела в пространстве. Виртуозное умение человека
удерживать равновесие в необычном положении ста-
ло одной из зрелищных форм, получив название
эквилибристика (в переводе с латинского «нахо-
дящийся в равновесии»). Еще гистрионы — бродячие
артисты Средневековья — включали в свои выступ-
ления упражнения, в которых надо было удерживать
равновесие на бутылках, бокалах, на ножках стула,
на канате и стоя на руках. Скоморохи удерживали
шест с человеком наверху. В первых стационарных
цирках такие упражнения приобрели несколько раз-
новидностей. Появились номера канатоходцев, ба-
лансеров на лестнице, на трапеции, на шарах, на
проволоке, на пирамидах из стульев и столов.
Эквилибристика — сложное искусство, требующее
предельной точности и чувства равновесия, дове-
денного до виртуозности. Каждый трюк, каждый
прием балансирования доводится до филигранной
отделки. Работа эквилибриста — это непрерывная,
незаметная для зрителя напряженная работа. Номе-
ра эквилибристики исполняются только с реквизитом
или на снарядах. Различают партерную эквилибрис-
тику (исполняется непосредственно на манеже) и
воздушную (исполняется на каком-либо снаряде,
подвешенном к куполу).
В Древней Греции, где высоко почитали красоту
человеческого тела, атлетами называли участ-
ников спортивных соревнований. Состязания по под-
нятию тяжестей, национальная борьба и другие
соревнования того же плана были неотъемлемы-
ми элементами праздников и гуляний многих наро-
дов. Постепенно такие состязания утрачивали чис-
то спортивный характер, демонстрация физической
силы стала приобретать элементы профессионализ-
ма.

Сборники

Книги музыкальных руководителей
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу