Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Древнерусское певческое искусство.Успенский

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4
Древнерусское певческое искусство
Автор: Н. Успенский
Год: 1965
Издательство: Музыка


Певческое искусство Древней Руси, так же как и замечательное наследство древнерусской письменности, архитектуры, монументальной живописи, является неотъемлемой частью национального культурного достояния. Его образцы обладают высокой и непреходящей художественной ценностью. Но в отличие от древней русской литературы, изобразительного искусства или зодчества, которые очень хорошо изучены и известны как в оригинале, так и в многочисленных воспроизведениях, переводах и копиях, певческое искусство той поры остается даже для большинства близких к музыке людей совершенно неизведанной областью.


Скачать


Причины такого положения отчасти заложены в самой специфике разных видов искусства. Памятники литературы остаются для нас понятными, даже если они в свое время были забыты и несколько столетий находились в неизвестности. Трудности, связанные с устарением речи, не так уж велики, к тому же существует такое средство, как перевод. Поэтому литературные произведения сравнительно легко возвращаются к жизни, как, например, было возрождено на рубеже ХVIII и ХIХ столетий гениальное
«Слово о полку Игореве». Расчищенные фрески если и представляются потускневшими от времени, иногда неполными, частично стершимися и попорченными, то и в таком виде они доступны нашему восприятию и сохраняют силу эстетического воздействия. Еле более упорно противостоят разрушающему действию времени памятники зодчества, которые способны сохраняться веками и тысячелетиями, не теряя ничего в своем величии и грандиозности. Каждая новая историческая эпоха признает их СВОИМИ. Древние стены и купола соборов Московского кремля входят органической составной частью в архитектурный пейзаж современной Москвы.

Музыкальные памятники прошлого немы для нас, если они не звучат в окружающей действительности. В лучшем случае они могут представлять интерес для исследователя как объект исторического изучения, но для неискушенного человека такие памятники лишены какого бы то ни было смысла.
В отношении певческого искусства древней Руси положение осложняется тем, что до сих пор еще не найден ключ к точному прочтению и расшифровке его древнейших образцов. В сущности, знакомство исследователей с древнерусским церковным пением основывается почти всецело на рукописях ХVII века, то есть последней, заключительной поры его развития, когда, достигнув своей вершины, это искусство под влиянием ряда исторических факторов стало испытывать признаки наступающего кризиса, о характере певческого искусства более ранних эпох могут быть высказаны лишь гипотетические суждения, основывающиеся на сравнительном анализе памятников различного исторического «возраста» и тех или других косвенных данных.
Все это, однако, ни в какой степени не умаляет научное и художественное значение данной области. Без ясного представления о старом русском певческом искусстве, его происхождении, истоках и важнейших стилистических чертах не может быть дана полная и всесторонняя картина культурной жизни древней Руси. Нет необходимости доказывать его важность для истории русской музыки как единственной формы профессионального музыкального искусства до конца ХVII столетия.
Мелодика древнерусского пения сыграла роль и в формировании языка и стиля классической русской музыки ХIХ века. Известно, с каким интересом относился к этим. древним напевам Глинка, особенно в поздние годы жизни. Их высокая художественная красота и своеобразие привлекали и композиторов последующих поколений. М. А. Балакирев, приступая в 1861 году к сочинению Фортепианного концерта, решил использовать в одной из его частей старинную церковную тему, что вызвало горячее одобрение В. В. Стасова. К этому источнику обращались Мусоргский, Римский-Корсаков, а позднее Рахманинов, Кастальский, Гречанинов, Василенко. и другие русские композиторы до Мясковского включительно.
В тесной связи с общим подъемом национальной художественной культуры находится и рост научного интереса к певческому искусству древней Руси в середине прошлого столетия. Начало его систематическому изучению положено было В. Ф.
Одоевским в 60-х годах. Одоевский подходил к вопросам церковной музыки не со специфической религиозно-культовой...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу