Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Каплунова

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2

Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. 2005 год​





В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль
становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что снижен-
ный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды
резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма
несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна
и слабо интонирована; дошкольник товорит примитивно, используя короткие отрывочные
высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тор-
мозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но
и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально
окрашенного движения безусловную положительную роль играют недагогические материа-
лы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте. Можно приветствовать практичес-
кие разработки педагогов высшей квалификации и экспертов по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцезой по формированию
ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации лвиже-
ния. В основе их разработок — идея об интеграции движения и его перцепции в эмоциональ-
ной окрашенной и субъективно значимой для ребенка игровой деятельности.

Сильной стороной рецензируемой работы является ее дифференциация в соответствии
с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие орга-
низованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помошью движения.
Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обуче-
нии с помощью музыкальных игр и забав. Если дети от этих музыкально-двигательных
упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешт-
но решена. Такие упражнения и техники работы с ними прелставлены в книге, которая,
безусловно, нужна системе дошкольного образования.


Данная книга поможет музыкальным руководителям, преподавателям музыкальных школ
и заинтересованным родителям развить в ребенке чувство ритма.

Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться
в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая пред-
лагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.
По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено развитию чувства ритма.

Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых
соответствует возрастной группе: | ступень — младшая группа, П ступень — средняя группа,
Ш ступень — старшая группа, ГУ ступень — подготовительная группа. Если работа начинается
со старитими детьми, то дети легко и быстро справляются с начальными ступенями.

Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без
каких-либо замечаний детям и тонько с ноложительной оценкой.

Пусть наш девиз станет вашим: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!»

Ритм (в переводе с греч. — соразмерность) — чередование различных дчительностей звуков в музы-
ке. Ритм — один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только
в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обнадают определенными длительностя-
ми; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит
потому, что ритм обладает большой выразительной силой; подчас он настолько ярко характеризу-
ет мелодию, что ее можно узнать только по обозначению ллительностей звуков.

Ритмическая фигура — последовательность ллительностей, часто повторяюллаяся в произведении
и в значительной степени определяющая характер музыки.

Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными доля-
ми. Начинаясь с сильной доли, такт заканчивается перед следующей сильной долей.

Музыкальный размел — количестве долей определенной длительности, образующих такт.


Сборники

Книги музыкальных руководителей
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу