Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

И. Лежнева. Метод моделирования в работе над техникой скрипача

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
422
2
Автор: И. Лежнева
Год: 2015
Издательство: Н.Новгород: НГК(А) им. М.И. Глинки
Страниц: 36
Формат: PDF
Размер: 0,7 МВ


       min

Скачать

В учебном пособии рассматриваются вопросы методики корректировки неправильно сформированных игровых движений, навыков и ощущений правой руки скрипача. С помощью метода, предложенного в данной разработке, предпринята попытка решения проблем с точки зрения естественных законов природы. Работа адресована преподавателям и студентам музыкальных вузов, педагогам среднеспециальных учебных заведений в области музыкального искусства, ДМШ и ДШИ.

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью создания данного пособия стала необходимость обобщения опыта работы со студентами консерватории, а также — с учащимися ДМШ средних и старших классов, имеющими существенные проблемы в постановке рук и формировании основных навыков игры на скрипке. Сюда входят всевозможные проблемы «поставленности» скрипичных штрихов, техники исполнения переходов, координации движений, интонации и многие другие.
Актуальность темы обусловлена многими факторами: преподаватели начального, среднего и высшего звена постоянно занимаются налаживанием вновь или доведением до возможного совершенства игровых движений своих учеников, так как некорректно сформированные игровые навыки делают невозможным свободное музицирование в будущем, ограничивают профессиональный рост музыканта.
Как показывает практика, выпускники музыкальных училищ приходят в консерваторию с огромным желанием выступать, участвовать в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях. Это желание всегда поддерживается преподавателями. Но вместе с этим они часто приносят в вуз немалый «багаж» различных недостатков мастерства игры на инструменте. Неправильно освоенные технические приемы к этому времени уже превращаются в прочную базу сложившихся навыков.
Поэтому студент-первокурсник, более или менее приспособившийся к своим недостаткам, не замечает и не ощущает их.
Но в этом состоянии в вузе длительное время находиться невозможно: консерваторская программа, уровень зачетных и экзаменационных требований, темп обучения диктуют свои условия. Рано или поздно не слишком серьезный, казалось бы, недостаток становится камнем преткновения, мощным барьером на пути дальнейшего развития молодого музыканта, который не обнаружить уже нельзя. Студент начинает жаловаться педагогу на некомфортные ощущения во
время тех или иных игровых движений, бывает (и очень часто) возникают ощущения зажатых или перегруженных мышц...
Хорошо известно, что любой скрипичный навык является важнейшим звеном в цепочке — системе игровых навыков, и если хотя бы один из них не доведен до оптимального уровня, то страдает вся система. Перестроить в короткий срок целую систему игровых ощущений и навыков крайне сложно. Вычленяя какой-то один навык, пытаясь на него повлиять, педагог с самыми лучшими намерениями вводит ученика в состояние серьезных переживаний, и даже стресса: студент понимает, что старыми приемами играть уже не может, а по-новому — еще не умеет.
Но играть-то необходимо, а зачет-то вот он, через какой-нибудь месяц, или даже неделю... Словесные указания и даже показы в этой ситуации далеко не всегда могут быть эффективны, так как, пытаясь повторить за педагогом, студент будет использовать все те же навыки, которые диктует ему его мышечная память и слух.
Например, частой ошибкой студента-первокурсника является стремление к достижению качественного звука только приемом постоянного нажима пальцами на трость. Такой прием имеет противоестественный характер, т. к. нажимать постоянно очень трудно, рано или поздно рука перенапрягается и придется трость ослабить. Словесное указание: «Используй вес руки», трудно воспринимается студентом, так как чаще всего — он не представляет, что такое «вес руки», а уж как им можно пользоваться — тем более. Через показ педагога его так же трудно понять, так как ощущение веса есть внутреннее ощущение, внешне никак не...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу