Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Игры для организации пианистических движений. Доинструментальный период.Сафарова

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4
Название: Игры для организации пианистических движений. Доинструментальный период.

Автор: Сафарова Илиза Эльфатовна

Скачать

Издательство: г. Екатеринбург


Год издания: 1994



В этой работе изложена часть небольшого опыта занятий с детьми дошкольного возраста, с будущими маленькими пианистами.


Известно, что рояль - это особый, очень сложный инструмент. Уже на первом этапе обучения ребенку, сидя за инструментом, одновременно приходится выполнять очень много задач -зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных, интеллектуальных. Насколько сложно с одинаковым вниманием одновременно слушать и смотреть, можно проверить на простом опыте: постарайтесь очень внимательно прислушиваться к малейшим изменениям тиканья будильника, при этом держа перед собой какой-нибудь текст. Вы почувствуете, что зрительное восприятие ослабевает. И, наоборот: при внимательном чтении - ослабевает слуховое восприятие
.

А неразвитость координации движений, малая чувствитель-
ность кончиков пальцев не позволяет сразу же услышать тот звук,
который хотелось бы. Недаром А. Б. Гольденвейзер говорит, что
«хороший пианист - это в известном смысле урод», ибо мозг чело-
века устроен таким образом, что внимание его может быть наце-
лено только на один объект. Все остальное воспринимается им
как фон. Сложная же, многоплановая фортепианная фактура трам-
бует от музыканта дифференцированного и в то же время це-
лостного воспроизведения ее на инструменте.
Фортепиано обладает множеством достоинств, но, к сожале-
нию, это инструмент однообразный по тембру и лишенный из-за
своей молоточковой природы протяжного, долгого звучания. Со-
здание палитры разнообразных красок и достижение «очеловечен-
ного» (Б.В. Асафьев)91 певучего звучания требует от исполнителя
большого мастерства. В значительной мере разрешению этих за-
дач может помочь развитие тонкости, точности и разнообразия при-
косновений чутких кончиков пальцев, а также работа над
координацией движений крупных рычагов руки еще в до инстру-
ментальный период.


В основу работы лели некоторые принципы известных пе-
дагогов музыкантов С.О. Мильтонянах, В.А. Жилинах‘ и педагогичес-
кие идеи немецкого комлозитора и педагога Карла Орфа. Особо
значимым и плодотворчым оказалось знакомство с методом В.А.
Гуерман®.

После непродолжительных бесед и занятий с Валентиной
Александровной и постоянного внимательного самоконтроля на
основе ее двигательных принципов у меня появилось чувство це-
лостности движений, их легкости, полётности, хорошая координа-
ция. Все это начало проявляться не только за инструментом, но и
в быту. Появилась даже легкость в письме, затрудненная писчим
спазмом. При игре же на фортепиано стапа лучше себя слышать,
появилось легкое свободное творческое состояние, приятное чув-
ство «вырастание ушей» на кончиках пальцев, а самих пальцев
как послушных моей творческой воле органов музыкальной речи,

Метод В.А. Гутерман подробно изложен в книге «Роль энуко-
мышечного ощущения в музыкальной педагогике ({Профессиональ-
ные заболевания рук), составителем которой является С.М.
Фролова.“ Основные положения книги очень ясно и сжато иэпо-

жены в ее отзыве о работе:

«1. Стремление к созданию стойких спухомышечных связей
(как прямых, так и обратных), при которых каждое движение кор-

х С.О. Мипьтонян. Вице-президент Российской струнно-смычковой педагоги-
ческой организации. Преподаватель Тверского музыкального училища. Он
придает большое значение начальному дозвуковому этапу занятий с деть-
ми. Каждое из подготовительных упражнений выбирается им очень тща-
тельно и целенапрааленно: «В самых элементарных упражнениях я имею
ввиду Каприс Паганини».

< В.А, Жилин. Педагог, развивающий в течение многих лет музыкальную педа-
погику на основе принципов педагогики К.Орфа. Прошел обучение в Орф-
институте.

= ВА. Гутерман. Кандидат искусствоведческих наук, доцент. Ученица К.Н. Игум-
нова.

Жо С. м. Фропова. Кандидат искусствовадения, доцент Уральской Государствен-
ной консерватории.
ригируется реапьным звучанием и живой музыкальной интонаци-
ей, а каждое конкретное звучание связывается с определенным
мышечным ощущением.

2. Умение вызывает у учеников необходимое идеомоторное
{внутреннее) двигательное ощущение, что дает несравненно бо-
лее быстрые результаты, чем довольно распространенное в
педагогической практике подражание учеников внешней ‘форма:
движения их педагогов.

3. Воспитание целостного гармоничного ощущения пианисти-
ческого аппарата, при котором крупные объединяющие движения
плечевого пояса и спины направляют точную дифференцирован-
ную и активную работу концов пальцев.

4. Наряду с приемами, расспабляющими мусхулатуру (в
основном вне инструмента), имироко используются приемы мобилизу-
ющив, тонизирующие аппарат, способствующие его предваритель-
ной настройке. То есть, по выражению эмериканского нейрофизио-
лога К. Прибрама, «соэдается так называемый тонический фон

движения, который обеспечивает необходимую быстроту реакции,
двигательную петость и точность (быстроту приспособления дви-
жений к вылолнанию данной задачи)».

В процессе развития ребенок многими двигательными на-
выками и умениями овладевает самостоятельно, с помощью пич-
ного практического опыта. Этот путь развития Барбара Хазельбах,
профессор Орф-института, называет креативным (от спова креа-
тио - лат. - созидание, порождение”).....

Скачать
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу