Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

История зарубежной музыки. Выпуск третий. Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 года до середины XIX века. Конен

Вера Романовна

Вера Романовна

Member
14 Июл 2022
493
8
Название: История зарубежной музыки. Выпуск третий. Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 года до середины XIX века.

Авторы: Конен Валентина Джозевовна


           1789


Скачать

Издательство: Музыка, г. Москва

Год издания: 1976


В развитии художественной и научной мысли любого поколения период в двадцать лет - крупный этап. Но для советской музыкально-исторической науки два десятилетия, отделяющие третье издание этого учебника от его первого варианта, знаменуют чуть ли не целую эпоху. Дело не только в громадных сдвигах, характеризующих современную умственную жизнь в целом по сравнению с началом 50-х годов. И в более узкой, то есть собственно музыкальной, сфере последние десять-пятнадцать лет отмечены интенсивным развитием. Круг наших художественных впечатлений значительно обогатился, музыкально-исторические горизонты далеко раздвинулись. Сегодня у образованного любителя музыки более обширный кругозор, чем у профессионального музыканта прошлого поколения.

Скачать
Вспомним, что именно в последние годы в концертных про-
граммах, грамзаписях, радиопередачах впервые широко зазвучала
знпадноевропейская классика ХХ века. Наравне с Бетховеном и
Чайковским, Бахом и Шубертом молодежь нашего времени знает
Малера и Стравинского, Хиндемита и Берга, Онеггера и Пуленка...
Олновременно «ожила» старинная музыка эпохи Ренессанса,
ХУП века, раннего классицизма. Творческие фигуры, которые еще
совсем недавно были знакомы лишь кабинетным ученым или от-
дельным тонким знатокам, сегодня завладели вниманием широкой
музыкальной среды. Наконец, и литература о музыке пополнилась
рядом трудов и материалов, разрабатывающих вопросы, которые
мало интересовали научный мир недавнего прошлого. Проблемы
сопременной гармонии и современного музыкального языка в
целом, русской музыки ХУП и ХУШ столетий, инструменталь-
ного творчества предклассицистской эпохи, культуры стран Вос-
тока и Америки, новейших течений советского симфонизма —
ьти и многие другие темы внервые получили в последнее время
серьезную научную разработку или предстали в новом осве-
щении.

Как естественное следствне всех этих процессов в нашей худо-
жественной психологии произошли заметные перемены. Некоторыз
суждения и взгляды, сложившиеся на основе слухового опыта и
научного кругозора послевоенных лет, начали постепенно утрачи-
вать свою актуальность. Следами неизбежного устаревания оказа-
лись отмеченными многие музыковедческие труды, возникшие
в атмосфере того времени.

Может возникнуть резонный вопрос: не коснулся ли процесс
устаревания и этой книги, посвященной исключительно проблемам
Х[Х века? Не внесло ли наше время важных поправок в изучение
творчества того периода?

Конечно, если сравнить с изменением оценок классики добахов-
ской эпохи или ХХ века, здесь для нас нет ошеломляющих откры-
тий. И все же, даже без какой-либо ломки представлений, этот
крупный художественный и исторический пласт также восприни-
мается сегодня в несколько ином свете, чем прежним поколением.
Наш расширившийся кругозор сместил некоторые акценты в оцен-
ке творчества «романтического века». В новом, современном аспек-
те предстала новаторская направленность давно знакомых нам
произведений. Мы впервые распознали их далекие корни и пред-
посылки. Сознательно или бессознательно, в нашем восприятии
искусства ХХ века поколебалось многое, перешедшее к нам по
инерции от мыслителей прошлого столетия. Думать, говорить
и писать сегодня о Мендельсоне и Листе, Шопене и Вагнере, Шу-
мане и Верди так, как мы это делали четверть века тому назад,
стало непросто.

Именно по этой причине первоначально возникла мысль пере-
делать учебник в направлении, отвечающем духу современности,
сблизить его с художественной психологией сегодняшнего дня.
Однако при попытке осуществить ее стало ясно, что поставленная
цель требует не переработки давно написанного и в свое время
тщательно продуманного труда — что может лишь нарушить его
целостность, не сделав при этом сколько-нибудь убедительным, —
а нового замысла и новой книги. К сожалению, эта серьезная
задача огромного масштаба, требующая нескольких лет интенсив-
ной работы, не так легко осуществима.

Выпуская в свет третье издание учебника с небольшими допол-
нениями и незначительной переработкой, лопутно хотелось бы при-
влечь внимание нашей музыкально-педагогической общественности
к следующей важной проблеме.

Может ли в идеале какой-нибудь один учебник — даже самый
хороший и обстоятельный — удовлетворить нужды высшего музы“
кального (и особенно музыковедческого} образования?

Отрицательный ответ напрашивается сам собой...


Скачать
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу