Скачать: Картотека Русских народных игр
КАРТОТЕКА
Русских народных игр
MOPO3- КРАСНЫЙ НОС
Русских народных игр
MOPO3- КРАСНЫЙ НОС
Задачи: Развивать у детей умение выполнять Движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.
Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.
Он говорит:
Я Мороз-Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Правила игры : Бежать можно только после слова «мороз». «замороженным» игрокам не сходить с места.
ГОРШКИ
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям.
Описание: Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок - хозяин («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».
Водящий: Нет ли продажных горшков,
Хозяин: Нет продажных.
Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.
Хозяин: Купи, что дашь?
Водящий: Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце.
Хозяин: Ладно, по рукам.
Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится хозяином, a опоздавший водящий.
Правила: нельзя мешать бегающим играющим. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.
КАПУСТА
Задачи: Развивать У детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать Движения CO словами. упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Описание: Рисуется круг - «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это - «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает Движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Правила игры : Бежать можно только после слов «медведь косолапый».
РУЧЕЁК
Задачи: Обучение B игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, передвигаясь вперед Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. постепенно.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, освободившийся игрок идет B начало ручейка и проделывает то же самое - идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя егоB самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук
КУМУШКИ (Уголки)
Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Описание: Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, a четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.
Вариант: Играющие встают в круг, каждый свое место отмечает камешком или очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Ему отвечают: «Иди, вот там постучи!» Пока водящий идет к следующему игроку, дети меняются местами. Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.
Указания к проведению: Вначале уголки следует располагать близко один от другого, тогда и водящему легче занять уголок. Затем расстояние можно увеличить. Если на участке есть деревья, расположенные недалеко друг от друга, TO - играющие встают около деревьев. Водящий может говорить и такие слова:
Мышка, мышка, продай уголок! За шильце, за мыльце, за белое полотенце, За зеркальце.
ХЛОП! ХЛОП! УБЕГАЙ!
Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, Совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Описание: Играющие ходят по игровой площадке собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Не сколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего:
«Хлоп, хлоп, убегай, Тебя кони стопчут» несколько игроков произносят:
«А я коней не боюсь, По дороге прокачусь!» и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.
Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.
ДЕДУШКА РОЖОК
Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, Совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.
По божьей росе,
По поповой полосе
Там шишки, орешки, Медок, сахарок
Поди вон, дедушка Рожок!
Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».
Дети: Ах ты, дедушка Рожок,
На плече дыру прожёг!
Дедушка: Кто меня боится?
Дети: Никто!
Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.
Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.
ЛЕТИТ - НЕ ЛЕТИТ
Задачи: Развивать, выдержку. Упражнять детей в прыжках на двух ногах, беге в различных направлениях.
Описание: Все становятся в круг. Тара - бара, Домой пора -
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!
Выбирается ведущий.
Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. и при назывании летающего объекта вce игроки подпрыгивают. Если Назван объект нелетающий, они стоят на месте.
Правила игры: Прыгать можно только если назван летающий объект.
Варианты: вместо прыжков можно использовать бег. А можно чередовать.
РАСТЕРЯХИ
Задачи: Развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества.
Описание: Игроки становятся в ряд держа друг друга за руки и образуя таким образом цепь. Один из них - стоящий в конце ряда и более сильный «вожак» начинает бежать, увлекая за собой других, при этом постоянно и неожиданно поворачивает то в одну, то в другую сторону. Такие же движения приходится Делать и всем остальным игрокам. Те, кому это не удастся, отрываются от цепи и выбывают из игры.
Правила игры. Вожаку можно начинать бежать только по сигналу педагога.
BOPOH
Задачи: Двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Описание: Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапога.
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. До кого дотронулись становится новым вороном.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Задачи: Совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Описание: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!
Задачи: Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Описание: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребенок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в круге детьми.
Играющие хором поют считалочку: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Раз, два, три!
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной к друг другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у водящего платок и высоко поднять его.
COBA (второй вариант)
Задачи: Развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.
Описание: Один из играющих изображает «сову», остальные мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения.
Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться.
Сова говорит: «Вечер!»
Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!»
При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
СОЛНЦЕ
Задачи: Действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.
Описание: Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят по кругу.
Лето будет жарче. - Идут в центр.
Я зима теплее, - Из центра обратно.
А весна милее - В центр
А зима теплее, - Обратно.
А весна милее и так далее, пока «солнце» на скажет - "Горю!"
Водящий ребенок произносит "Горю!" и догоняет детей.
Скачать: Картотека Русских народных игр
Вложения
Последнее редактирование модератором: