Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Хлеб – всему голова. Конспект тематического дня по познавательному развитию на тему День хлеба

Хлеб – всему голова
Старшая/подготовительная группа

Автор: А. В. Радзиевская

Цель: воспитание уважительного отношения к хлебу.

Задачи:
  • закреплять знания детей о хлебе как одной из величайших богатств земли;
  • расширить представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с различными профессиями;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают;
  • продолжать учить детей участвовать в коллективных беседах, используя принятые нормы вежливого общения;
  • уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба;
  • познакомить детей со способами действия: прикладывание, разравнивание, вливание, замешивание, просеивание;
  • продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия своих действий;
  • расширять и обогащать словарь детей;
  • продолжать формировать навыки аккуратной работы с соленым тестом;
  • развивать интерес к коллективному труду.

Приоритетная образовательная область: познавательная.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая.

Форма проведения занятия: тематический день.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря словами: злаки, колос, зерно, молоть, сыпучая, пекарня, пекарь, комбайнер, агроном, пахать, жатва, хлебозавод.

Методические приёмы: сюрпризный момент, игра, вопросы, обследование предметов, эксперимент, рассказ воспитателя, наблюдение, беседа.

Оборудование: колосья пшеницы, ручная мельница, мука, фланелеграф, фигурки сказки «Колосок» для фланелеграфа, монитор, компьютер, демонстрационный материал – дидактические пособия «Как наши предки хлеб выращивали», «Путь колоска», соленое тесто, формочки, скалка.

📋 Скачать сценарий



Ход мероприятия

Дети входят под музыку.

Ведущий: Скажите, что мы едим каждый день? Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Встреча с караваем.

Вот он каравай душистый,
С мягкой корочкой резной,
Вот он чистый, золотистый,
Ярким солнцем налитой.

Организация проблемной ситуации.
Ведущий: Кто знает, откуда каравай к нам пришел? Выяснение текущих знаний детей.

Основная часть: беседа с использованием демонстрационного материала «Путь колоска» о том, как на наш стол приходит хлеб. Активизация словаря по данной теме.

Ведущий: Какие сказки вы знаете, в которых упоминается хлеб?

Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Колосок», «Жерновки»…

Показ сказки «Колосок» воспитателем на фланелеграфе.

Ведущий: А теперь послушайте стихи о хлебе:

Вот он хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!

Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет —
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же — хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят —
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье —
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!

Положит в землю человек зерно,
Прольётся дождь — зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Сеют в поле зерна раннею весною,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру веселом зашумят колосья.
Будет урожайной золотая осень.
Радо солнцу небушко,
Полюшко – подсолнышку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.

Динамическая пауза:
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

Рассказ воспитателя на тему: есть такая профессия – пекарь. Рассматривание иллюстраций. Активизация словаря.

Ведущий:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
— Вы кто такой? — спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я пекарь! — человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Подвижная игра «Пирог»
Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов».
Выбираем пирог с помощью считалки (или пирогом в первый раз может играть скоморох); делимся на две команды, становимся лицом друг к другу, пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, режь его, да ешь!» После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов». Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется ни одного человека. Закрепляем правила безопасного поведения и бережного отношения к сверстникам.

Беседа о том, из чего хлеб делают. Рассказ о злаках. Рассматривание колоса, зерна, мельницы. Вопросы детям – что еще в тесто кладут?

Детское экспериментирование: предложение педагога приготовить тесто вместе. Ребята помогают отделять зерна от колоса, «обмолачивать», перемалывать на ручной мельнице, получать муку, замешивать на воде тесто. Дети изучают свойства (мягкое, пластичное, упругое, теплое). Показ воспитателем приемов работы с тестом – раскатывание, скатывание, вырезание.

Рисование: Колосья. После рассматривания дети по желанию рисуют колосок.

Продуктивная деятельность: ребятам предлагается взять готовое тесто – не съедобное, а для поделок, соленое, и, используя увиденные приемы, сделать поделки – фигурки животных, медальки и пр. Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, используя повторный показ, метод пассивных движений.


Ведущий: А теперь вспомним пословицы и поговорки о хлебе:
Земля матушка, а хлеб батюшка.
Плох обед, когда хлеба нет.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Много снега, много хлеба.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Без труда хлеб не родится никогда.
Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
За обедом хлеб – всему голова.

Чтение: М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Заключительная часть Дня хлеба – во второй половине дня – беседа с детьми о том, что нового они узнали о труде людей, выращивающих и пекущих хлеб, о том, какой хлеб бывает, как и из чего его делают. Активизация словаря. Педагог подводит детей к выводу об огромной ценности хлеба и важности труда людей.

Просмотр мультфильма «История о девочке, которая наступила на хлеб», Киевнаучфильм, 1986 г.

Рефлексия: темп занятий, сменяемость видов деятельности, привлечение детей к дискуссии, организация пятиминуток с частушками, играми позволили сохранить внимание и интерес к выбранной теме дня на протяжении всего периода, что способствовало более прочному усвоению новых полученных знаний. Чему также способствовала атмосфера творчества и детской инициативы в продуктивной деятельности ребят. Затруднение вызвало то, что большинство ребят не имело четких представлений о сельском труде, сельскохозяйственной технике; считаю необходимым на дальнейших занятиях расширить и закрепить эти знания, активизировать соответствующий словарь. В целом, считаю эту тему и выбранную форму работы удачными, интересными для детей данной возрастной группы.
 

Вложения

Похожие темы

Сверху Снизу