Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Красев Михаил Иванович

GXy 2 Kee0k


Михаил Иванович Красев — советский композитор. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Михаил Красев родился в Москве 4 (16) февраля 1897 года (по другим данным, 16 марта 1897 года). Теорию музыки изучал у Александра Гречанинова, Исая Добровейна и Николая Жиляева. В 1920-е годы входил в ОРКИМД. В 1922—1925 годах инструктор дома юношества Московского отделения Наробраза. В 1925—1927 годах музыкальный руководитель коллектива «Синяя блуза» при союзе Медсантруд, позднее работал также в Большевистской трудовой коммуне, ЦДХВД. Записывал народные песни на Кавказе, в Белоруссии, в Крыму. Красев умер 24 января 1954 года в Москве.


Творчество:



Зарегистрируйтесь, чтобы скачать подборку одним архивом:

Скрытое содержимое доступно для зарегистрированных пользователей!

 
Последнее редактирование:
  • Нравится
Реакции: MasterForum
M

MasterForum

Administrator
Команда форума
26 Май 2022
123
6
Небольшая заметка о талантливом композиторе и человеке.

«Если вы читали мою рукопись о самом себе, то Вы, наверное, помните, что я в первую очередь считаю себя «детским композитором»,- писал Михаил Иванович Красев, подводя итоги своей двадцатилетней творческой деятельности. «Я за лирику, за поэтичность в детских песнях. Их-то не хватает в наших произведениях для детей. Многие смешивают лирику со слащавостью и сентиментальностью. Это неверно. В детских мечтах, в детском видении мира таится немало лирики».

Эту цитату композитора можно смело назвать своеобразным напутствием для молодых музыкантов, желающих посвятить себя созданию произведений для детей. Лиричность, вдохновленность и частичка души в творчестве Михаила Ивановича Красева способствовали тому, что его произведения не теряют своей популярности. Весь творческий путь композитора сопровождался тесным общением с детьми, что позволяло автору лучше понимать вкусы и потребности молодого поколения. Однако много важного для своей карьеры он почерпнул от многолетнего сотрудничества с профессионалом в сфере дошкольного музыкального воспитания Н.А. Метловым.

Михаил Иванович Красев родился 4(16) марта 1897 года в Москве. Можно сказать, что с самого детства будущее композитора было предопределено: с самого малолетнего возраста его привозили в Большой театр на спектакли. Таким образом, опера и балет занимали огромное место в жизни будущего композитора, развивали его творческий потенциал и желание сочинять не менее прекрасные произведения. Скорее всего, конкретная образность, являющаяся отличительной чертой музыкального наследия М. Красева, взяла своё начало в неизгладимых впечатлениях, которые он получал от музыки в сценическом исполнении. К восьми годам Миша Красев получил от отца в подарок рояль. К сожалению, уроки музыки с приглашенным учителем продлились всего несколько месяцев. Когда отец услышал отрывок из оперы «Кармен» в исполнении сына, он пришёл в полный восторг и отменил занятия с педагогом, посчитав, что такой талантливый ребенок не нуждается в изучении музыкальной науки. Юного пианиста это подтолкнуло к сочинению собственных композиций, ведь нотной грамоте к тому времени он уже был обучен. Первой «пробой пера» десятилетнего Миши была опера-сказка «Аленький цветочек». Спустя несколько лет были написаны две оперы - «Лето» и «Кольцо», которые были основаны на собственном либретто. Особую популярность среди сверстников автора получила опера «Кольцо». Она множество раз была исполнена на спектаклях для детей. В пятнадцать лет на счету композитора было несколько лирических романсов по произведениям Кольцова и Некрасова и шесть фортепианных вальсов.

Чем насыщеннее был творческий процесс, тем сильнее юноша чувствовал пробелы в своём музыкальном образовании. Поэтому он начинает брать уроки у известного столичного композитора и музыкального критика Ю. Энгеля. По его протекции Красев продолжил занятия у А. Гречанинова. Но эти занятия продлились всего около восьми месяцев. Это время учёбы можно считать единственной «школой композиции» для молодого дарования. Полноценного музыкального образования Михаилу Красеву так и не довелось получить.
В возрасте шестнадцати лет Красев трагически лишился обоих родителей. Эта потеря столкнула композитора с трудностями и нуждой.

«В борьбе за свое существование пришлось хлебнуть немало горя, вспоминал впоследствии композитор. Где я только не был! И кем я только не был! Был рабочим на виноградниках. Целый год сидел в подмастерьях в сапожной мастерской. Играл в оркестрах при ресторанах и был тапером на танцах и в кинематографах Всего попробовал вдоволь!».
Во времена Великой Октябрьской революции Красев был в Крыму. Перенеся воспаление легких, которое послужило предпосылкой для развития тяжелой формы туберкулеза, он был вынужден задержаться здесь на несколько лет. Это было сложное время скитаний без жилья и заработка.

В Москву композитор вернулся в 1921 году. Несколько лет он был музыкальным руководителем в Юношеском доме №1 Краснопресненского района. Сложность его деятельности заключалась в полном отсутствии интересных произведений, которые могли бы понравиться подросткам, с судьбами, которые изменила гражданская война. Молодому композитору удалось зародить интерес к музыке в душах своих подопечных. Найдя с ними общий язык, он сочинял песни, которые дети с удовольствием исполняли. С самыми одаренными детьми он проводил дополнительные занятия, развивая их талант в новых направлениях. В конце 20-х годов творческая копилка автора включала в себя множество пионерских, школьных и дошкольных песен, различных игр с элементами музыки, театральных сценок и пантомим. Особое место в произведениях Красева занимают двухголосные песни без сопровождения и четырехголосные хоры. Эти песни в то время заполняли непростительный пробел в репертуаре детских песенных коллективов. Непрост и одновременно интересен был творческий путь композитора в области хорового жанра: от простой песни на два голоса, написанной для душевного исполнения в походах у костра, к полифонически развернутому полотну для профессионального детского четырехголосного хора.

1925 год является знаковым для творчества Красева – впервые опубликованы его детские песни. Благодаря их приятным мелодиям, народным мотивам и тому, что автор учитывал особенности детского пения, песни легко запоминаются детьми. Маленьким артистам песни нравились своей сюжетностью, возможностью спеть их как небольшое представление. Почти все песни композитора имеют в своей основе некий музыкальный драматизм. Одни из них выстроены как диалог героев, что способствует концентрации внимания юных певцов, навыкам взаимодействия с партнером на сцене. Другие представлены как комбинация музыкального текста ведущего и реплик какого-либо героя. Песням Красева, в которых есть обращение к животному и природному миру, присущи определенные изобразительно-звуковые приемы («Кукушка», «Кудрявый барашек» и др.). В песнях, связанных с жизнью и играми детей, композитор главную роль отдает вокальной мелодии, оставляя фортепианное сопровождение на втором месте, как аккомпанемент. Но в песнях-пейзажах, наоборот, роль фортепиано, бесспорно, велика. Бодрые, побуждающие к действиям мотивы, марш, звуки, имитирующие звонкий пионерский горн и звонкий барабан, отличают песни о событиях революционного периода.
Детский песенный репертуар в творчестве Красева подкупает богатой палитрой красок в образах героев, дружелюбностью и простотой музыкального сюжета. Красев был одним из первых авторов эстрадной песни в исполнении детей. В 1964 году был издан сборник детских эстрадных песен на стихи разных поэтов, включая также и самого Красева. Песни из этого издания можно сравнить с детской энциклопедией о природе и животном мире. Композитор в своей неповторимой юмористической манере описывает неприятности мух, драку двух уток, задиристого гордого индюка. Невероятно лиричными являются музыкальные описания природы в произведениях «Подснежник», «Апрель». В сборнике «Детские эстрадные песни» опубликованы песни, посвященные 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Надо обратить внимание на то, что Красев был автором первых детских произведений на стихи знаменитого поэта. Композитор со всей ответственностью подходил к выбору пушкинских текстов для написания песен («Кораблик», «Белка», «Румяной зарею покрылся восток» и др.). Легкий характер музыки прекрасно сочетается со слогом Пушкина.

Не обделял композитор своей музыкальной щедростью и маленьких пианистов. Он написал четырехручные произведения для детей: пьесы на тему песен разных народов, сборник «Вешние воды», включивший в себя семь легких пьес, «Весной» - четыре пьесы для начинающих и многие другие . В 1925 году опубликуется музыкальная сказка Красева «Бунт кукол», а в 1929 году - «Живые кубики» (на стихи М. Клоковой). Эти весёлые музыкальные спектакли предназначались для детей дошкольников. Исполнителями были младшие и средние школьники.

В 1941-1943 годах деятельность Михаила Ивановича проходила в детской колонии в Красном Яру. В представлениях кукольного театра, пользовавшихся неизменной популярностью зрителей, музыка шаг за шагом вытесняла текстовые роли. Там впервые были поставлены необычные оперы-сказки «Муха-Цокотуха» по К. Чуковскому и «Терем-теремок» по С. Маршаку. До этого в советской музыке не было оперы, которая была бы написана для актеров-детей. Композитор сочинил такие известные оперы, как «Маша и медведь» и «Морозко» по всеми любимым народным сказкам. Детские оперы Красева яркие, захватывающие и невероятно театральные.

Самым главным отличием всего творчества Красева является гармоничное сочетание словесного и музыкального наполнения - смыслового и ритмоинтонационного.
 

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу