Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Л. Москаленко. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2
Автор: Л. Москаленко
Год: 1999
Издательство: Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки
Страниц: 44
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский




СКАЧАТЬ

Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в отличие от струнников, не располагает детским инструментом; скрипкой, виолончелью соответствующих размеров. Ему приходится играть сразу же на большом инструменте для взрослых, который, кстати, требует довольно большого размера и специфической формы руки. Необходимым условием для успешного развития фортепианной техники являются физические размеры руки, позволяющие взять октаву (а желательно и большие интервалы), растяжка между пальцами, достаточная для игры октавы с гармоническим заполнением, т.е. четырех-пяти звуков одновременно и др. Естественно, что указанные обстоятельства затрудняют процесс обучения фортепианной технике младших школьников и являются причиной того, что многие педагоги начинают уделять внимание развитию техники лишь в старших или средних классах детской музыкальной школы.

СОДЕРЖАНИЕ:

Организация кисти
Воспитание цепкости пальцев
Организация движений первого пальца
Организация движений запястья
Интонированное легато
Игра весом руки
Навык пальцевой игры
Исполнение гамм
Арпеджио
Изучение аккордов
Репетиции
Альбертиевы басы
Исправление недостатков в пианистическом аппарате

ВВЕДЕНИЕ

Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструмента листа является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в отличие от струнников, не располагает детским инструментом; скрипкой, виолончелью соответствующих размеров. Ему приходится играть сразу же на большом инструменте для взрослых, который, кстати, требует довольно большого размера я специфической формы руки. Необходимым условием для успешного развития фортепианной техники являются физические размеры руки, позволяющие взять октаву (а желательно и большие интервалы), растяжка между пальцами, достаточная для игры октавы с гармоническим заполнением, т.е. четырех-пяти звуков одновременно и др. Естественно, что указанные обстоятельства затрудняют процесс обучения фортепианной технике младших школьников и являются причиной того, что многие педагоги начинают уделять внимание развитию техники лишь в старших или средних классах детской музыкальной школы.
В первые годы обучения начинающие пианисты, ках правило, изучают большое количество разнообразных по жанрам и музыкальному характеру произведений. Однако в программах младших школьников пьесы технического плана и этюды зачастую бывают представлены недостаточно, либо они исполняются в очень умеренном или медленном темпе, не выполняя своих обучающих функций, не развивая технику.
Преимущественное внимание в работе с младшими (школьниками уделяется обычно развитию музыкальной грамотности, культуре слышания, качеству туше, эмоциональному опосредованию исполняемой музыки. расширению знания музыки через большое количество изучаемых пьес. Ни в коем случае не отрицая необходимости указанных аспектов обучения, следует, однако, обратить внимание на серьезные пробелы в техническом развитии учеников, ставшие широко распространенным явлением в начальном обучении. Это обусловлено недостаточным вниманием к развитию пианистической культуры в комплексе с указанным ранее компонентами музыкального воспитания.
Кроме того, большое разнообразие детского репертуара ставит перед учеником задачу владения многообразными приемами звукоизвлечения, т.е. разнообразными пианистическими движениями. Так как начинающего пианиста невозможно обучить в первый же год всем техническим приемам, то часто приходится мириться с довольно низким художественно-звуковым уровнем его исполнения.
Более того, неумение достигнуть требуемого педагогом результата часто рождает напряженность (от старания и условий) игрового аппарата. Представляется, что пианистическая подготовка ученика должна несколько опережать или хотя бы соответствовать сложности изучаемого репертуара. Конечно, частью пианистических умений ученик овладевает в процессе изучения репертуара, но процент технически нового для маленького пианиста в исполняемом репертуаре должен быть минимальным. Если изучаемое произведение состоит только из новых пианистических движений то вряд ли удастся их прочно качественно освоить в контексте одного сочинения.
Дети не могут осмыслить, пережить, интерпретировать сложные по музыкальному складу сочинения из-за отсутствия жизненного опыта, бедности ассоциативного фонда, психологической незрелости. Но в то же время дети чрезвычайно наделены двигательными способностями и испытывают ярко выраженную потребность в движения. Поэтому на начальном этап обучения не только целесообразно, но и необходимо использовать детскую предрасположенность к движению и на этой основе активно формировать инструментальные, в данном случае — пианистические навыки.
В практической педагогике широко распространен способ формирования пианистического аппарата, при котором игровые движения подсказываются ученику по ходу изучения пьесы. Следует отметить, что при таком методе работы можно добиться удовлетворительных и даже хороших результатов. Однако в этом случае все технические указания оказываются тесно связанными с контекстом данного сочинения, не осознаются учеником как самостоятельные игровые приемы с широкими возможностями их применения в различных произведениях.
У учащегося не накапливается собственный опыт работы над техникой, он постоянно нуждается в помощи педагога, ибо не осознавая самостоятельности тей мологического приема не способен применить его в иной музыкальной ситуации. Овладевать пианизмом в любом возрасте следует осознанно. Объяснение же технических приёмов начинающим пианистам должно соответствовать уровню их мышления, физического развития...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу