Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

М. Шапошникова. Гаммы, этюды и упражнения для саксофона. 1-3 годы обучения

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
422
2
Автор: М. Шапошникова
Год: 1988
Издательство: Музыка
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 2,4 МВ


      1 3

Скачать

Предлагаемое пособие содержит систематизированный нотный инструктивный материал для освоения саксофона на первоначальном этапе обучения. Упражнения, этюды и гаммы, вошедшие в данный сборник, способствуют разностороннему и последовательному развитию исполнительской техники юного саксофониста. Автор стремился максимально разнообразить материал, расположить его по принципу постепенного возрастания трудности с учетом специфических особенностей освоения саксофона и приобретения первоначальных технических навыков игры на этом инструменте. В настоящей работе обобщен педагогический опыт автора, опыт видных советских педагогов по духовым инструментам и опыт зарубежных педагогов-саксофонистов: Ж. М. Лондейкс, Г. Клозе (Франция), Т Хежда (Польша), В. Хартман (ГДР), Э. Руссо (США). Пособие предназначено для саксофона-альта как основного инструмента в обучении, но может использоваться также для всех других видов саксофона.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Предлагаемое пособие содержит систематизированный нотный инструктивный материал для освоения саксофона на первоначальном этапе обучения. Упражнения, этюды и гаммы, вошедшие в данный сборник, способствуют разностороннему и последовательному развитию исполнительской техники юного саксофониста. Автор стремился максимально разнообразить материал, расположить его по принципу постепенного возрастания трудности с учетом специфических особенностей освоения саксофона и приобретения первоначальных технических навыков игры на этом инструменте. В настоящей работе обобщен педагогический опыт автора, опыт видных советских педагогов по духовым инструментам и опыт зарубежных педагогов-саксофонистов: Ж. М. Лондейкс, Г. Клозе (Франция), Т Хежда (Польша), В. Хартман (ГДР), Э. Руссо ( США ). Пособие предназначено для саксофона-альта как основного инструмента в обучении, но может использоваться также для всех других видов саксофона. Параллельно с освоением учащимися
данного сборника рекомендуется изучение пьес В сборнике «Хрестоматия для саксофона. Начальное обучение » (Москва, «Музыка», 1985).
Для успешного продвижения ученика особенно важно постоянно следить за постановкой амбушюра
Правильная атака в значительной степени предопределяет качество звука. Для ее осуществления необходимо выполнение конкретных условий:
1. Дышать глубоко, не поднимая плеч.
2. Слегка, без нажима подвернуть нижнюю губу на нижние зубы.
3. Положить мундштук на подвернутую губу.
4. Верхние зубы поставить плотно на мундштук. Сомкнуть челюсти.
5. Охватить мундштук верхней губой. Держать губы в легкой улыбке.
6. Положить язык под трость.
7. Беззвучно, не раздувая щек, послать воздух в полость рта.
8. Быстро отдернуть язык в глубь рта, производя четкую атаку без изменения качества звука.
9. Тянуть звук. Следить за его устойчивостью, полнотой и округленностью. Не раздувать щеки.
10. Для повторения атаки необходимо языком быстро коснуться трости, не прекращая подавать воздух н не прерывая звука.
11. Возобновлять дыхание, когда максимально используется воздух. Вдыхать ртом, подняв верхнюю губу и не снимая зубов с верхней части мундштука.
Первый звук научиться воспроизводить только на мундштуке. Чтобы узнать, насколько надо взять мундштук в губы, а также для определения давления губами и прикуса на мундштуке должны извлекаться следующие звуки соответственно звучанию фортепиано:
Губы держать плотно и устойчиво. Подстройку делать только за счет изменения направления струй воздуха: 1) если звучит выше, то струю воздуха посылать ниже 2) если звук ниже, то дуть выше.
Ни в коем случае при подстройке не изменять напряжение губ. Играть громко на «фортиссимо», ясно, с четкой атакой, на полном дыхании. Добиться, чтобы звук не менял интонацию к окончанию дыхания. Этому упражнению можно посвятить несколько дней, а затем переходить к занятиям на инструменте.
Красивый звук, наилучший тембр — постоянная забота исполнителя. Достижению этих качеств способствуют выполнение следующих правил:
1) верхняя часть амбушюра н верхняя челюсть должны осуществлять замкнутую опору на мундштуке. При этом необходимо обеспечить устойчивое положение мундштука и «эса» на инструменте,
2) выдох должен быть интенсивным, с помощью диафрагмы. Струя воздуха ровная, регулируемая, направленная на трость с максимальной точностью.
3) дыхание гибкое.
4) внимательно слушать все, что играешь.
Точная интонация — самое ценное качество звучания. Абсолютной интонационной точности у духовых инструментов практически не существует. Однако очень важно привыкнуть играть абсолютно точно, Для этого в случае необходимости надо каждую ноту исправлять при помощи губ, дыхания или аппликатуры. Следует очень внимательно следить за амбушюром. Он всегда должен оставаться гибким, какой бы ни была громкость исполняемой фразы и регистровка.
Использование наиболее рациональной аппликатуры обозначено в тексте специальными аппликатурными знаками. Для их расшифровки надо обращаться к аппликатурной таблице, помещенной в начале сборника.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу