Инна Леонидовна
Member
- 16 Июл 2022
- 192
- 0
Название: Методическое пособие по настройке фортепиано методом синхронизации
Автор: А. Яновский
Год: 2010
Издательство: Композитор
Что такое благозвучие, чем его измерить и как добиться его в реальном звучании? На эти вопросы отвечают музыкальная акустика, теория темпераций и теория настроек, включающая в себя методологию, методики и технологии переноса моделей строя на реальный строй. Правомерно спросить: зачем настройщику глубоко «закапываться» во все эти предметы? Какой в этом практический смысл? А затем, что всякий конечный продукт неизбежно несёт на себе черты того, каким его мыслит производитель. И если настройщик фортепиано понимает строй как некоторое количество кусков более или менее правильно натянутой струнной проволоки, он получает одно; а если как сложнейшую и тончайшую мегасистему межзвуковых отношений, то получает совсем иное...
В этом практическом пособии Александра Владимировича Яновского (которое является дополнением к его книге "Настройка фортепиано в контексте истории и теории музыкального строя") автор методично, шаг за шагом рассказывает о практическом применении сделанного им изобретения.
скачать
ПРИРОДА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА.
Удар фортепианного молотка переводит струну из состояния покоя в состояние вибрации, в продолжение которой каждая частица тела струны совершает колебательные движения маятникового типа. Эти движения представляют собой периодическое чередование замкнутых единичных циклов, каждый из которых складывается из отклонения любой частицы тела струны от положения покоя
сначала в одном направлении, затем в направлении противоположном, и, наконец, возврата к положению покоя. Такие циклы одинаковы по длительности и именуются периодами. Частота колебаний измеряется в герцах, по имени исследователя колебательных процессов — немецкого учёного-
физика Г. Герца. Количество герц означает количество периодов колебаний в секунду.
Расхожие словосочетания "струна поет", «гармонь поёт» и т. п. — это не более чем поэтические выражения: ни струна, ни музыкальный инструмент не поют и петь не могут. Фортепианная струна колеблется практически беззвучно. В процессе колебаний она стремится раскачать опоры, меж которых туго натянута. Одна из опор — аграф, клангштабик или каподастр — раскачиванию поддаётся неохотно и едва-едва, а другая, которую именуют штегом, — гораздо охотнее, потому что для того и предназначена.
Штег — это брус из плотной древесины, на который струны опираются в своём натяжении, слегка перегибаясь через него. Штег прочно прикреплён к поверхности тонкого и большого по площади щита из особой резонансовой древесины, именуемого декой. Суммарное натяжение струн пианино — свыше 16 тони, рояля — свыше 20; Попутное давление струн на штег, а через штег на деку, — свыше 500 кг. Поэтому дека всегда пребывает в напряжённом состоянии и чутко реагирует на малейшее внешнее
воздействие. Колеблющаяся струна раскачивает штег, передавая сму свои колебания в мельчайших деталях. Штег в свою очередь раскачивает деку, передавая полученные колебания ей. Дека тоже колеблется, попеременно выгибаясь своими плоскостями то в одну, то в другую сторону. С каждым
колебанием она со стороны выгиба сталкивает воздушные частицы в тончайший слой уплотнённого воздуха, а с противоположной стороны, стороны прогиба, создаёт тончайший слой воздуха разрежённого. И так слой за слоем вперемежку.
Каждые два слоя воздушных частиц, уплотнённый и разрежённый, вместе образуют фронт и тыл одной динамической волны. Волны в форме многослойных сфер, разрастающихся со скоростью свыше 300 метров в секунду, распространяют по воздушной среде во все стороны динамические
колебания воздушных частиц, где каждая частица, получив энергию толчка, толкает в свою очередь соседку и, передав полученную энергию ей, возвращается на место, чтобы тут же испытать новый толчок. Если на пути распространения динамических волн оказывается слуховой брган (в первую оче-
редь мы имеем в виду человеческое ухо), волны механически воздействуют на его барабанную перепонку. Придя областью фронта, они вдавливают её вовнутрь, преодолевая естественное внутреннее давление в организме, а затем, придя областью тыла, позволяют ей под воздействием всё того же внутреннего давления выпятиться наружу. Таким образом, в колебательный процесс вовлекается и слуховой орган. Нервы мгновенно преобразуют колебания барабанной перепонки в биоэлектрические импульсы, передают эти импульсы в мозг, и тот, наконец, фиксирует ощущение, которое человек
выражает словами: «Я слышу звук». Следовательно, звук возникает только в мозгу. Это реакция психики на механическое воздействие внешней среды на слуховой орган.
Если представить струну в виде вереницы жёстко связанных между собой частиц её тела и проследить за траекториями их перемещения в колебаниях, обнаружится следующая закономерность.
Автор: А. Яновский
Год: 2010
Издательство: Композитор
Что такое благозвучие, чем его измерить и как добиться его в реальном звучании? На эти вопросы отвечают музыкальная акустика, теория темпераций и теория настроек, включающая в себя методологию, методики и технологии переноса моделей строя на реальный строй. Правомерно спросить: зачем настройщику глубоко «закапываться» во все эти предметы? Какой в этом практический смысл? А затем, что всякий конечный продукт неизбежно несёт на себе черты того, каким его мыслит производитель. И если настройщик фортепиано понимает строй как некоторое количество кусков более или менее правильно натянутой струнной проволоки, он получает одно; а если как сложнейшую и тончайшую мегасистему межзвуковых отношений, то получает совсем иное...
В этом практическом пособии Александра Владимировича Яновского (которое является дополнением к его книге "Настройка фортепиано в контексте истории и теории музыкального строя") автор методично, шаг за шагом рассказывает о практическом применении сделанного им изобретения.
скачать
ПРИРОДА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА.
Удар фортепианного молотка переводит струну из состояния покоя в состояние вибрации, в продолжение которой каждая частица тела струны совершает колебательные движения маятникового типа. Эти движения представляют собой периодическое чередование замкнутых единичных циклов, каждый из которых складывается из отклонения любой частицы тела струны от положения покоя
сначала в одном направлении, затем в направлении противоположном, и, наконец, возврата к положению покоя. Такие циклы одинаковы по длительности и именуются периодами. Частота колебаний измеряется в герцах, по имени исследователя колебательных процессов — немецкого учёного-
физика Г. Герца. Количество герц означает количество периодов колебаний в секунду.
Расхожие словосочетания "струна поет", «гармонь поёт» и т. п. — это не более чем поэтические выражения: ни струна, ни музыкальный инструмент не поют и петь не могут. Фортепианная струна колеблется практически беззвучно. В процессе колебаний она стремится раскачать опоры, меж которых туго натянута. Одна из опор — аграф, клангштабик или каподастр — раскачиванию поддаётся неохотно и едва-едва, а другая, которую именуют штегом, — гораздо охотнее, потому что для того и предназначена.
Штег — это брус из плотной древесины, на который струны опираются в своём натяжении, слегка перегибаясь через него. Штег прочно прикреплён к поверхности тонкого и большого по площади щита из особой резонансовой древесины, именуемого декой. Суммарное натяжение струн пианино — свыше 16 тони, рояля — свыше 20; Попутное давление струн на штег, а через штег на деку, — свыше 500 кг. Поэтому дека всегда пребывает в напряжённом состоянии и чутко реагирует на малейшее внешнее
воздействие. Колеблющаяся струна раскачивает штег, передавая сму свои колебания в мельчайших деталях. Штег в свою очередь раскачивает деку, передавая полученные колебания ей. Дека тоже колеблется, попеременно выгибаясь своими плоскостями то в одну, то в другую сторону. С каждым
колебанием она со стороны выгиба сталкивает воздушные частицы в тончайший слой уплотнённого воздуха, а с противоположной стороны, стороны прогиба, создаёт тончайший слой воздуха разрежённого. И так слой за слоем вперемежку.
Каждые два слоя воздушных частиц, уплотнённый и разрежённый, вместе образуют фронт и тыл одной динамической волны. Волны в форме многослойных сфер, разрастающихся со скоростью свыше 300 метров в секунду, распространяют по воздушной среде во все стороны динамические
колебания воздушных частиц, где каждая частица, получив энергию толчка, толкает в свою очередь соседку и, передав полученную энергию ей, возвращается на место, чтобы тут же испытать новый толчок. Если на пути распространения динамических волн оказывается слуховой брган (в первую оче-
редь мы имеем в виду человеческое ухо), волны механически воздействуют на его барабанную перепонку. Придя областью фронта, они вдавливают её вовнутрь, преодолевая естественное внутреннее давление в организме, а затем, придя областью тыла, позволяют ей под воздействием всё того же внутреннего давления выпятиться наружу. Таким образом, в колебательный процесс вовлекается и слуховой орган. Нервы мгновенно преобразуют колебания барабанной перепонки в биоэлектрические импульсы, передают эти импульсы в мозг, и тот, наконец, фиксирует ощущение, которое человек
выражает словами: «Я слышу звук». Следовательно, звук возникает только в мозгу. Это реакция психики на механическое воздействие внешней среды на слуховой орган.
Если представить струну в виде вереницы жёстко связанных между собой частиц её тела и проследить за траекториями их перемещения в колебаниях, обнаружится следующая закономерность.
Последнее редактирование модератором: