Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет. Домогацкая

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
5
Название: Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет

Автор: Домогацкая Ирина Ефимовна

     3 5



Скачать


Издательство: Классика-XXI, г. Москва

Год издания: 2004


Методика диагностики, разработанная И.Е. Домогацкой, систематизирована по возрастному принципу. Она включает три раздела, позволяющие определить степень общего развития ребенка и уровень развития специфических знаний, умений, навыков - эмоционально-волевых и эмоционально-выразительных, сенсорно-двигательных и интеллектуально-речевых.

Методика содержит рекомендации по процедуре тестирования, а также образец тестовой карточки.


Издание адресовано педагогам учреждений дошкольного образования детей, групп раннего эстетического развития, а также отделений подготовки детей к обучению в детских школах искусств.
ВВЕДЕНИЕ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Появление в структуре детского художественного образования эстетических
центров, занимающихся проблемой развития, обучения и воспитания дошкольни-
ков посредством приобщения их к различным видам искусств, закономерно, так как
этико-эстетические стимулы для нормативного развития необходимы всем детям.
Именно художественные образы самых разных видов искусства оказывают
интенсивное воздействие на психику дошкольника, обогащают его духовный мир.
Соприкосновение с прекрасным позволит ребенку раскрыться как личности, укре-
пит и разовьет его положительный эмоциональный потенциал, приобщитего к куль-
турным ценностям.
Методически правильное, соответствующее возрасту педагогическое воздей-
ствие активизирует полезную деятельность ребенка, стимулирует усвоение детьми
разнообразных предметных навыков, умений и знаний, а значит, сможет подгото-
вить его к успешной учебной деятельности.
В современных условиях массового распространения задержек и дисгармо-
ний развития детей, сопровождающихся дефицитом возрастных ценностных нор-
мативов, социокультурных знаний и навыков, бедностью и заторможенностью эмо-
ционально-волевых автоматизмов, подобная стимуляция необходима в первую
очередь для своевременной коррекции детского развития и лишь во вторую — для
обеспечения развития способностей детей.
Но независимо оттого, каких детей приведут родители в дошкольный эс-
тетический центр, оценка общего развития и способностей ребенка необходима
как в начале обучения, так и по ходу его; как в эстетическом центре, целью дея-
тельности которого является общее эстетическое развитие и подготовка к обуче-
нию детей в общеобразовательной школе, так и в учебных группах, развивающих
одну из сторон художественных способностей ребенка (музыкальную, изобрази-
тельную и т. д.).
Технологию вступительных испытаний, разработанных для детей 7—8 лет,
использовать для диагностики уровня развития детей 3-5 лет невозможно. У де-
тей различных возрастных периодов (дошкольного и младшего школьного воз-
раста) необходимо исследовать разные нормативные знания, умения и навыки
или одни и те же, но с принципиально иной степенью развития.
3
Чем младше ребенок, тем более важно определить его общее психическое
развитие по таким критериям, как эмоциональность, волевые качества, внимание,
память, особенности восприятия и двигательной активности, общительности и ре-
чевых навыков, мышления.
Для дошкольного возраста нормативны разнообразные предметные знания,
умения, навыки: восприятие предметов окружающего мира (в методике диагнос-
тики проверка данных знаний, умений, навыков обозначена как гнозис и стереогпоз
предметов и предметный праксис)1, обусловленная предметной ситуацией речь, кон-
кретное предметное (предметно-образное и предметно-действенное) мышление.
Убедиться в нормативном развитии этих знаний, умений, навыков, необходимых
в любой учебной деятельности, призваны предлагаемые тесты. Кроме того, содер-
жание и направленность тестов позволяют определить наличие или отсутствие за-
датков для успешной деятельности в той или иной области.
Тесты систематизированы по годам жизни ребенка и представляют три уровня
трудности: первый уровень — 3 года, второй уровень — 4 года, третий уровень —
5 лет. Каждый уровень разделен на три раздела, позволяющих определить степень
общего развития ребенка и уровень развития специфических знаний, умений, на-
выков, способствующих его успешной деятельности: I раздел — эмоционально-во-
левые и эмоционально-выразительные знания, умения, навыки; II раздел — сен-
сорно-двигательные знания, умения, навыки; III раздел — интеллектуально-речевые
знания, умения, навыки.
Для процедуры тестирования организуются группы детей одного возраста
(не более 8 человек в группе), время тестирования группы — 30 минут. Тестирова-
ние проходит в непринужденной обстановке, в игровой занимательной форме или
в форме беседы. Коллективные формы могут сочетаться с индивидуальными.
Тесты на эмоциональную общительность ребенка (I раздел) оцениваются
в процессе наблюдения за поведением дошкольника во время тестирования (в те-
чение всего времени нахождения ребенка в аудитории). Перечень вопросов этого
раздела различен в каждом уровне, так как для каждого возраста нормативна своя
степень общительности и ее содержание.
Оценка предметных знаний, умений и навыков детей происходит по трех-
балльной системе: 2, 1, 0 баллов. 2 балла соответствуют оценке «очень хорошо, хо-
рошо», 1 балл — «удовлетворительно», 0 баллов — «плохо». Желательна проверка
по всей системе вопросов. В разделе интеллектуально-речевых знаний, умений,
навыков возможна выборочная проверка по 10—12 вопросам. Оценка эстетических
способностей ребенка должна осуществляться на фоне и при учете суждения о его
общем развитии. Максимальная сумма баллов тестирования — 28. Нормой для де-
тей 3—5 лет будет сумма от 16 баллов и выше2.
Восприятие предметного мира ребенком — это процесс познания предметов при помощи орга-
нов чувств: зрения и слуха (гнозис), тактильных (стереогноз) и двигательных (праксис) ощущений.
2 Данная нормативная границаопределенаврезультатетестированиясвышетрехсотдетей, про-
веденного в течение четырех лет.
4
Таким образом, степень развития ребенка и его задатков просматривается не
по трем-четырем параметрам, как на традиционном вступительном экзамене, а по че-
тырнадцати, что позволяет не только точнее оценить его возможности, успешность
обучения, но и ближе, полнее с ним познакомиться. Результатом тестирования станет
не только выявление детей, готовых к обучению, но и возможность комплектации
групп с учетом степени развития детей. В результате тестирования могут быть выявле-
ны дети, которым необходима консультация психолога, невропатолога, логопеда.
На с. 15 приводится образец тестовой карточки, использование которой по-
зволит упростить процедуру тестирования.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ТРУДНОСТИ (3 ГОДА)
I. Эмоционально-волевые и эмоционально-выразительные знания,
умения, навыки
Эмоциональная общительность ребенка.
1. Понимает ли ребенок эмоционально-выразительную речь на предметно-
бытовые темы.
2. Идет ли ребенок на эмоциональный контакт.
3. Проявил ли он интерес к новой обстановке.
4. Смогли адаптироваться к новой обстановке.
5. Адекватно ли его поведение ситуации, в которую он попал.
6. Как быстро он утомляется.
7. Понимает ли ребенок условия игры.
8. Принимает ли ребенок условия игры.
Эмоционально-выразительная мимика.
1. Упражнение «два шарика» (надули щечки).
2. Упражнение «лопнул шарик» (указательные пальцы касаются надутых щек).
3. «Подули на цветок» (тонкая выдуваемая струя воздуха).
Праксис артикуляционного аппарата.
1. Упражнения с язычком — «как язычок делал ремонт». Язычок касается
нёба — «красит потолок», губ — «красит окна» и т. д.
2. Пощелкали язычком («как скачет лошадка»),
3. «Зарядка для губ» — вытянули губы вперед, растянули губы в улыбке.
Эмоционально-выразительные жесты.
1. Под какую музыку хочется: шагать, укачивать куклу, плясать. Педагог
играет музыкальные фрагменты.
2. Двигательная импровизация. Движение под музыку: изобразить мишку,
птичку, киску и т. д.
II. Сенсорно-двигательные знания, умения, навыки
Стереогноз предметов.
Найти в «волшебном мешочке» предметы, указанные педагогом, на ощупь.
Предварительно ребенок знакомится с этими предметами.
Слуховой предметный гнозис.
Узнать звучание музыкального инструмента (одного из трех предложенных).
Педагог играет на инструменте, ребенок его не видит. Затем ребенок узнает инстру-
мент по его звуку среди трех предложенных.

Скачать

 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу
Ответить