Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития. Юдина Е.А.

М

Мария

Member
27 Май 2022
285
9
Название: Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития.

Автор: Юдина Елена Ивановна


Скачать


Издательство: Аквариум, г. Москва

Год издания: 1997

Учебное пособие относится к учебно-методической литературе нового поколения и не имеет пока аналогов ни по цели, ни по методике, ни по способу организации учебной деятельности детей.

Авторская методика, положенная в основу пособия и творческой тетради, представляет собой серию оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих детскую личность в спектре композиторской, вокальной, инструментально-исполнительской, режиссерской, актерской, хореографической, литературной, изобразительной, практически-трудовой, исследовательской видов деятельности. Раскрывается синтез речи, движения и музыки. Для изложения избрана игровая форма. Пособие и творческая тетрадь — универсальное школьное руководство по музыкальному воспитанию и обучению.

Адресат: учащиеся общеобразовательных школ, гуманитарных гимназий, студий и классов общеэстетического развития, учреждений дополнительного образования



Скачать


Азбука
музыкально-творческого
саморазвития

Искусство — необходимая часть жизни человека. Искус-
ство — это его душа. «Проблема духовности стоит очень
остро в нашем обществе», — повторяем мы постоянно и
ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании
Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, про-
буем, экспериментируем. Задача сложна — ведь жизнь меня-
ется стремительно. Каждый год в первый класс школы при-
ходят совершенно’ иные дети. Иное поколение. Мыслят все
быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях — все
больше... Вот только удивляются все меньше. Меньше вос-
хищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге инте-
ресов: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые
приставки. Тенденция к равнодушию страшна. Общество ну-
ждается в активных творческих людях. Как разбудить в на-
щих детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое
интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьюте-
рах? Как заставить «душу трудиться»? Как сделать творче-
скую деятельность потребностью, а искусство — естествен-
ной. необходимой частью жизни?

Перед нами одна из оригинальных попыток решить эти
задачи — «Азбука музыкально-творческого саморазвития»
(учебное образовательно-игровое пособие по творчеству для
учащихся) Елены Ивановны Юдиной. Название, на первый
взгляд. слишком длинное и сложное. Но уж очень хотелось,
видимо, автору сразу очертить весь круг проблем, которые
его волнуют настолько, что в результате пути их решения
найдены. Причем пути интересные, остроумные и разнооб-
разные, по которым предлагается пройти всем, кто возьмет в
руки эту книгу.

«Азбука САМОразвития» — если ты храбр и хочешь ис-
пытать свои силы, ты можешь пройти путь, предложенный в
этой книге, самостоятельно. Автор это предусмотрел. Стоит
только пожелать — и ты это сдепаешь!

Вступительные слова автора, наполненные любовью и
добротой к людям, подчеркивают главное — признание и
уважение Личности Человека, веру в его безграничные воз-
можности — будь это взрослый или ребенок. Для ребенка
важно вдвойне — чтобы вот так, сразу, кто-то уверенно объ-
явил о том, что в тебе есть Великий Талант.
Поэтому — «Азбука саморазвития творческого». А как
же еще может развивать себя Великий Талант?

Здесь следует сказать еще об одном слове в названии
этой книги «музыкально-творческого саморазвития». Почему
именно музыкального? Уже при беглом просмотре нашей
«Азбуки...» мы увидим, что в ней ведется речь о многих видах
искусства. Вот забавные стихи Маршака, Лугового, Чуков-
ского. Вот увлекательные сказки Андерсена, Гофмана, Ма-
мина-Сибиряка. Вот трепетная поэзия японских трехстиший,
или дерзкого и веселого В. Хлебникова.

Но еще глава — и мы уже всматриваемся в живописные
произведения Мурильо, Сурбарана, Серова, Петрова-Водкина.

Открывая очередную страницу, мы с интересом ожидаем,
кем предложит стать нам автор сегодня: режиссером, акте-
ром? Дирижером? Художником? Мастером, изготавливаю-
щим музыкальные инструменты? Оперным певцом или арти-
стом балета? А может быть даже учителем?

Изобретательность автора в поиске оригинальных форм
деятельности удивительна! Это — результат очень хорошего
знания и понимания особенностей мышления, восприятия
современного ребенка.

Так, все-таки, при чем же здесь музыка? Вспомним из-
вестное высказывание Эрнста Теодора Гофмана: «Все люди
делятся на музыкантов и немузыкантов». Конечно,
«музыканты» Гофмана — это не те, кто знает, что такое
«скрипичный ключ» или где пишется нота «соль», в отчие от
«немузыкантов», которые этого не знают. «Музыканты»
Гофмана — это люди, познающие мир душой, тонко его чув-
ствующие, умеющие видеть прекрасное в листке клена, в од-
ном движении руки балерины, умеющие слышать мир во всем
его многообразии, в том числе, конечно, и в музыкальном его
воплощении. Хотя признаем, что именно музыка является
самым распространенным и близким каждому (правда, в раз-
ной степени и, к сожалению, разного качества) видом искусства.

«Можно быть гениальным композитором, можно быть
гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным
слушателем», — говорил Д. Шостакович. Роль Слушателя —
одна из основных ролей, предлагаемая в «Азбуке...».

И опять автор блистательно разворачивает перед нами
различные ипостаси этой роли: вот вдохновенная поэтиче-
ская речь в гл. 21 «Сокровища музыки», вот ненавязчивый
дружеский совет найти и послушать ряд произведений, вот —
эффектное интригующее представление «Знакомьтесь, Фига-
ро!», вот «Копилка чувств» — для самоанализа... Это лишь
некоторые из предлагаемых путей, ведущих к цели «Я — Гени-
альный Слушатель».

А как же дело обстоит с исполнителем? Композитором,
наконец? Ведь, если главная цель — саморазвитие, то возмож-
ность самовыражения просто необходима.

И здесь мы вступаем в область настоящих творческих
экспериментов, интересных находок и открытий автора.

115 глав «Азбуки...» — это 115 различных активных
форм деятельности человека, намеренного работать над со-
бой. Здесь и уже известные приемы пластического интониро-
вания, дирижирования, и оригинальные находки — крещендо
в листьях клена или музыкальный ёжик на барабане.

Причем автор, включаясь в свободную Творческую Иг-

ру, предстает перед нами не только тонким психологом, но и
„человеком, сохранившим непосредственность и радость дет-
ского мировосприятия. И вот мы уже измеряем уровень воды
в стаканах в гл. 29 «Музыка на кухне», прислушиваясь к зву-
ковым результатам, и сосредоточенно решаем проблему
«Серьезных прыжков» в гл. 14 «Прыг-скок», не замечая, что
по велению замысла автора мы находимся в самой замеча-
тельной стране в мире — в Детстве! И эта страна в представ-
лении Е. И. Юдиной просто переполнена звуками, красками,
движением, эмоциям и волшебной свободой фантазии на-
столько, что уже даже указательный и средний палец на руке
у каждого превратились в забавного человечка, осваивающе-
го ритм, метр, особенности марша... Следует отметить, что,
несмотря на обилие игровых форм и творческих заданий, в
основе «Азбуки...» лежат серьезные образовательные задачи,
умно и оригинально решаемые педагогом-профессионалом в
соответствии с самыми современными требованиями к музы-
кальному образованию.

Интонационная природа музыки — вот «камень пре-
ткновения» и для многих учителей музыки, и даже для неко-
торых музыкальных пособий. Как часто понятие интонации,
эта квинтэссенция, суть музыки подменяется формальными
схемами. Вспомнить хотя бы ужасное из «прошлых» учебни-
ков по музграмоте: «Мелодия — это последовательность зву-
ков, различных по высоте и длительности». А о музыке и ре-
чи нет...

В «Азбуке...» Е. И. Юдиной основы нотной грамоты из-
ложены — последовательно, логично. Однако, каждое теоре-
тическое понятие «идет» от образности, содержания, харак-
тера музыкального языка, как, например, в гл. 33 «Игра и
рождение музыки», или гл. 49 «Имена и ритмы». При этом

автор сохраняет особый доверительный тон. характерный и
для всей «Азбуки...» в целом. Взять хотя бы только название
66 главы: «На минутку углубимся в теорию».

Система изложения теории в данном пособии безусловно
позволяет использовать «Азбуку...» на уроках сольфеджио в
музыкальных школах, тем более, что здесь же присугствуют
элементы системы относительной сольмизации. Интересным
может быть использование «Азбуки...» и в общеобразова-
тельных школах на уроках музыки. Следует отметить особую
близость данного пособия к программам по музыке
Д. Б. Кабалевского и по изобразительному искусству
Б. П. Неменского.

Одна из самых оригинальных сторон «Азбуки...» — это
линия развития певческих навыков, своеобразный «самоучи-
тель» вокальной грамотности. Содержание этих глав образ-
но, наглядно, увлекательно. Это очень удачная находка авто-
ра еще и с психологической точки зрения. Вспомним, как не-
которые дети скованно чувствуют себя среди своих более
«поющих» и «голосистых» сверстников. А тут — наедине с
книгой можно попробовать сделать первый шаг, потому что
в ней так подробно и доброжелательно все расписано, и даже
изображено... И, самое главное, «Азбука...» объясняет, что
значит «петь» — эту простую истину, которую, к сожалению,
далеко не все дети могут осознать: «Учимся ТЯНУТЬ звук»
(гл. 28). А потом еще — «Что значит „петь чисто““?» (гл. 61).

Несомненно, автор данного учебного пособия смело мо-
жет сделать себе шапочку из бумаги н написать на ней «Я —
молодец!», как это рекомендуется сделать детям, успешно
изучившим «Азбуку...» на «Экзамене», который тоже есть как
особая и увлекательная форма обучения и саморазвития.

Поэтому хочется пожелать тем Великим Талантам, кото-
рые отправятся в мир искусства и самопознания по пути.
предложенному «Азбукой музыкально-творческого самораз-
вития» Елены Ивановны Юдиной, больших успехов и дости-
жений. в результате которых они тоже могли бы получить
заветную награду, предлагаемую им автором.

Какую награду? Награда — в конце. А сейчас надо от-
крыть первую страницу — и — счастливого пути!

Копылова А. В. — музыковед,
‘учитель-методист, пренодаватель
музыки и мировой художественной

культуры средней школы № 1216г. Москвы
Прекрасна деятельность на-
рода, обращенная на внешнюю
славу, но еще лучше, когда она
обращена на внутреннее со-

вершенствование.
В. Ф. Одоевский

Развитие и образование ни од-
ному человеку не могут быть
даны или сообщены. Всякий,
хто желает к ним приоб-
ираться, должен достигнуть
этого собственной деятельно-
стью, собственными силами,
собственным — напряжением...
Поэтому самодеятельность —
средство и одновременно ре-
зультат образования.

А. Дистербег
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу