Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

"Музицируем с удовольствием"

"Музицируем с удовольствием"
- Описание методики обучения игре на колокольчиках;
- Авторская сказка про колокольчики для закрепления навыка работы с инструментом.

Автор: Шакуля Светлана Константиновна, музыкальный руководитель, МДОУ "Детский сад №5" г. Хвалынска Саратовской области

Скачать материал

Музицируем с удовольствием!».

«Где для детей польза, там же для них

должно быть и удовольствие»

М.Монтень.

Обучение игре на музыкальных инструментах открывает перед ними мир новых звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

Планомерные и систематические занятия с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают звучание, тембр и естественно входят в мир музыкальной грамоты.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетические восприятие и чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей.

Наконец, игра на музыкальных инструментах создаёт условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения в исполнение музыки, т.е. игра на инструментах активизирует всех детей.[А.Н.Зимина 2010; 169]. «Я это умею, я могу» - закладывается в сознании ребёнка. А это, в свою очередь, старт для будущих открытий ребёнка, его уверенности в собственных силах. Игра на детских музыкальных инструментах включается и в музыкальное занятие, и во вторую половину дня с подгруппой детей. Разученные в ансамбле произведения включаются в концерты или утренники. Детские музыкальные инструменты весьма разнообразны: погремушки, кастаньеты, бубны, барабаны, треугольники, трещотки, ложки, металлофоны, колокольчики и т.д.

Относительно недавно в коллекции детских музыкальных инструментов нашего учреждения появились мелодические колокольчики. В комплект входят 7 колокольчиков – по количеству цветов радуги





Фото 1.

Каждый колокольчик соответствует ноте первой октавы: красный – нота «до», оранжевый - «ре», желтый – «ми», зелёный – «фа», голубой – «соль», синий – «ля», фиолетовый –«си» и дополнительный белого цвета – «до» второй октавы. Дети держат колокольчики произвольно – «как удобно». (Фото 2, фото3).



Фото 2. Фото 3.



Для работы с ними мной разработаны схемы-партитуры, на которых изображена последовательность и длина звуков. (Фото 4а, 4б)





Фото 4а. «Маленькая полечка» Фото 4б. «Два весёлых гуся».

На схемах видно, что короткие звуки изображены короткими полосками, а длинные звуки – длинными. Чтобы у детей не складывалось стереотипное мышление, часть схем сделаны в виде кругов (больших и маленьких соответственно) (Фото 5).



Фото 5. «Маленькая ёлочка».

Дети очень быстро овладевают игрой на колокольчиках, даже дети средней группы. В старших группах роль дирижёра предлагаю детям. Работая с колокольчиками, могу сказать об успехах применении этой технологии. В процессе занятий дети закрепляют умение работать в оркестре, учатся играть мелодию, следуя партитуре. Даже самые неактивные или, наоборот, «шустрики» очень ответственно подходят к работе в ансамбле, вовремя вступают, стараются подсказать товарищам (фото 6а, фото 6б).
















фото 6 б
фото 6 а


Моя работа в этом направлении подтолкнула меня на написание сказки-драматизации, которую и предлагаю Вашему вниманию. Сказку можно просто прочитать во время первого знакомства с колокольчиками, можно разучить с детьми старшего дошкольного возраста и представить в виде драматизации.

Сказка про колокольчики.

(авторский материал)​

Цель:

- развивать музыкальность детей.

Задачи:

- закрепить умение детей работать в оркестре;

- продолжать учить детей играть мелодию, следуя схеме-партитуре;

- учить строить своё поведение, придерживаясь роли.

Методические рекомендации для проведения деятельности. На «сцене» стоит домик-теремок. Ведущий (взрослый) рассказывает стихотворение. Из домика следуя тексту выходят дети-«колокольцы» с соответствующим тону колокольчиком и выполняет движения по тексту (До и Ре берут удочки и садятся «рыбачить», Ми – раздаёт пирожки, Фа и Соль – «сеют» и «поливают» грядки, все «колокольчики» передают эмоции и характерные черты). После того, как все «колокольчики» вышли из домика, они выстраиваются перед теремком, все одновременно звонят в колокольчики.

Перед ними выходит ведущий-дирижёр, взмахивает дирижёрской палочкой, и, следуя партитуре, они исполняют мелодию.

Ход деятельности:



Жили-были колокольцы,

Колокольцы – удальцы.

Жили, жили, не тужили,

Крепко-накрепко дружили.



Первый – колокольчик До.

Любил играть он в домино.

Был весёлый и смешной,

Как мальчишка озорной.



С ним жил колокольчик Ре.

Был довольный он вполне,

Колокольчики дружили,

Вместе рыбачить ходили.



Ми – звук мирный, очень звонкий,

Повар он отменный – Ми.

Утром всем на удивленье

Раздаёт он пирожки.



Колокольцы Фа и Соль

Вместе сеяли фасоль,

Дружно грядки поливали,

Урожай все собирали.



Здесь жил колокольчик Ля.

Всё пел песни: «Ля-ля-ля».

Кто к ним в гости не придёт,

Он всегда-всегда поёт.



Си – он сильный колокольчик,

Он могучий был силач.

Очень он любил

Тяжести поднимать.



Соберутся братцы вместе –

Тут идёт такой трезвон!

По всем улицам несётся

Музыкальный перезвон!
 

Вложения

  • Обучение игре на музыкальных инструментах. Шакуля С.К..docx
    1.1 MB · Просмотры: 3

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу