Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Науменко Татьяна Ивановна, Алеев Виталий Владимирович

Светлана Валерьевна

Светлана Валерьевна

Member
14 Июл 2022
78
0
Название: Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.

Автор: Науменко Татьяна Ивановна, Алеев Виталий Владимирович

1657899078716


скачать
Издательство: Дрофа, г. Москва

Год издания: 1998


Нотная хрестоматия входит в учебно-методический комплект для общеобразовательных учебных заведений «Музыка. 5 класс», включающий также учебник, «Дневник музыкальных наблюдений» и музыкальную фонохрестоматию для учащихся и учителей.

Хрестоматия содержит музыкальные произведения, представленные в учебнике, и методические рекомендации по преподаванию музыки в 5 классе.


Пособие одобрено Федеральным экспертным советом, рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, включено в Федеральный комплект учебников.
скачать
Как рассказывать о музыке в общеобразова-
тельной школе?

Этот вопрос не менее важен, чем тематиче-
ская концепция предмета, потому что от способа
преподавания зависит в конечном итоге успех
такого сложного, такого многоаспектного дела,
как эстетическое воспитание школьников. Не
случайно практически все, кто связывал дея-
тельность с музыкальной педагогикой — и вы-
дающиеся ее теоретики (Б. Асафьев, Д. Кабалев-
ский, Б. Яворский), и педагоги-практики, —
ставили проблему метода массового музыкаль-
ного образования как основополагающую.

Обращаясь к созданию учебника, мы вновь
ощутили важность этой проблемы, которая потре-
бовала ее постановки и решения применительно к
тематике программы для пятого класса. В силу
ряда причин музыка оказалась среди предметов,
долгие годы изучавшихся не по учебникам.

Вместе с тем очевидна та огромная разница,
которая существует между изучением предмета
«на слух» и с помощью печатного слова. Ничто
так не убеждает подростка в серьезности пред-
принимаемого дела, как значительное внимание
к нему со стороны взрослых. «Обязательность»
или «необязательность» предмета в сознании
школьника отнюдь не всегда связывается с его
возможной востребованностью в будущем: дет-
ское мышление не столь прагматично и дально-
видно.

Более существенно для подростка — влияние
предмета на него самого, на его способность к
творческому мышлению, к выявлению диапазо-
на своих возможностей — ко всему, что помогает
ему ощутить собственные силы. Общеизвестно,
что дети, одаренные математическими способно-
стями, любят математику, как и литературно
одаренные дети любят литературу. Этот вывод
можно было бы распространить и на музыку, но
именно в ней не все так просто и однозначно.

Однако именно в отношении музыки педагоги
постоянно сталкиваются с проблемой: что счи-
тать музыкальной одаренностью, если речь идет
о воспитании в условиях общеобразовательной
школы? Ведь очевидно, что критерии школы
музыкальной — тонкий слух, чувство ритма,

Методические
рекомендации

умение чисто интонировать и Т. д. — не всегда
могут быть критериями оценки способностей ре-
бенка в средней школе. Гораздо более важными
оказываются такие качества, как эмоциональ-
ная восприимчивость, умение слушать, сопере-
живать, на основе которых формируется не толь-
ко любовь к музыке, не только художественный
вкус (что само по себе чрезвычайно важно), но и
мыслительные и творческие способности, этика
поведения, интерес к жизни и к познанию ее
нравственных законов.

Большинство детей обладает качествами, от-
крывающими им доступ в мир музыки, ее высо-
кой эмоциональности, утонченной красоты, не-
исчерпаемого духовного богатства. Однако как и
любое другое начало в человеке, эти качества
требуют внимательного и вдумчивого отношения
со стороны учителя. Как помочь ребенку рас-
крыть свой душевный потенциал? Как пробу-
дить в нем жажду духовности? Как, наконец, со-
отнести музыкальное воспитание с глобальной
задачей воспитания вообще, которая, по словам
Бенджамина Спока, прежде всего заключена в
потребности любить людей?

Общеизвестно, что у искусства и педагогики
предмет один — человек, а внимание к человеку,
к его заботам, тревогам, радостям и печалям со-
ставляет основу нравственного воспитания де-
тей. В искусстве, как ни в какой другой форме
человеческой деятельности, с необыкновенной
силой проявляли себя фантазии, мечты, идеалы,
поиски смысла жизни.

Мифы, предания, сказки, былины, песни рас-
сказывают нам об истории человеческой мысли
гораздо больше, чем памятники материальной
культуры, в своей значительной части разру-
шенные временем. Искусство оказывается, та-
ким образом, главным хранителем памяти чело-
вечества, летописцем его побед и поражений,
средоточием высшей поэзии и высшей мысли.
Именно в этом смысле искусство — главнейтий
союзник педагогики в воспитании поколений,
так как только оно способно передать опыт чело-
вечества не в отвлеченно-бесстрастной форме на-
учных описаний, а как выстраданное, глубоко
человечное знание о мире.



Методические рекомендации
Таким образом, искусство, особенно музыка,
с ее высокой способностью и к художественному
обобщению, и к эмоциональному воздействию,
оказывается наиболее действенным средством
позитивного влияния на душу ребенка. Исходя
из такого понимания смысла и сущности предме-
та «Музыка» в школе, мы разрабатывали концеп-
цию и содержание учебника для пятого класса.
Возрастание интереса к окружающему миру, к
его многообразию, многочисленным взаимосвязям
между его различными сторонами, между про-
шлым и настоящим, формирующаяся потребность
в чтении, осознание вечных проблем — добра и
зла, верности и предательства — эти и многие дру-
гие объективные основания обусловили замысел
учебника, который средствами музыки, искусства
в целом призван дать ответы на вопросы, приобре-
тающие для подростка первостепенное значение.
Из тематической вариативности различных
программ по музыке, предназначенных для пя-
того класса, нами была избрана тема програм-
мы, разработанная под редакцией Д, Кабалев-
ского. После первоначального «вхождения» в
мир музыки, обобщающая идея которого пред-
стала перед детьми в ярком и наглядном образе
«трех китов» — трех основополагающих жанро-
вых сфер, после прохождения внутренних зако-
номерностей музыкального искусства (особенно-
стей музыкального содержания, выраженного в
специфике речи, интонации, формы), после ут-
верждения его общечеловеческого характера,
бесспорно, убедительным выглядит перенос
акцента на внешние связи музыки, на ее функ-
пионирование в контексте других искусств.
Мы считаем глубоко оправданным поиск обоб-
щающей идеи, дающей детям первоначальное
целостное представление о том или ином искусст-
ве. Ибо не «ремесло» искусства (как в профес-
сиональном обучении), а смысл искусства, его
место в жизни человека должны выдвигаться на
первый план в массовом школьном воспитании.
Для шести-семилетнего ребенка, только недавно
ставшего школьником, образ «трех китов» — его
первая музыкальная «картина мира», пусть ми-
фологическая, но зато дающая представление
обо всей музыке. И эта «вся» музыка не пугает
своей непостижимой громадностью, она проста,
понятна, объяснима с помощью сказки (мифа),
находит свое подтверждение даже в малом музы-
кальном опыте детских песен, танцев и марщей.
Но для ребенка одиннадцати лет «три кита» —
это сказка его детства, в которую он уже не мо-
жет уместить возросшее богатство своих пред-
ставлений о мире. Требуется новая модель, кото-
рая, подобно модели земного шара (глобусу),
даст новую картину всей духовной жизни чело-

вечества. Поэтому в пятом классе музыка не-
сколько утрачивает свою исключительную роль,
представая в содружестве с другими видами ис-
кусства, в многообразии своих истоков, часто
имеющих внемузыкальный характер. Теперь
она рассматривается как компонент общечелове-
ческой культуры, что и определяет ее роль и ме-
сто в универсуме художественного мира.

Таковы главные предпосылки, обусловившие
тематическую ориентацию учебника. Обобщаю-
щая тема года «Музыка и другие виды искусст-
ва» призвана придать целенаправленность и са-
мостоятельному, и совместному с учителем изу-
чению предмета, которое, по нашему глубокому
убеждению, не может быть бессистемным, абст-
рактным и лишенным содержательной опреде-
ленности. Прежде всего следует помнить, что
музыкальный опыт детей данного школьного
возраста еще не столь велик, чтобы музыка сама
по себе, своими собственными силами могла на-
править интерес подростков в нужное русло, вне-
сти цельность и концептуальную закономерность
в процесс музыкального обучения. Кроме того,
любое музыкальное явление (как и любое явление
вообще) запоминается и становится частью опыта
только в том случае, если ребенку понятен его
смысл, место в жизни и в том порядке вещей, ко-
торый изучаемый предмет представляет.

В основу учебника положена идея содержа-
тельности музыкальных жанров, в различной
степени отражающих взаимодействие музыки с
другими видами искусства. Два смысловых яд-
ра, вокруг которых группируется все множество
интерпретируемых явлений, — «Музыка и лите-
ратура» и «Музыка и изобразительное искусст-
во» — определили двухчастное строение учебни-
ка. Вместе с тем эта двухчастность проистекает
из одного корня, так как смысл повествования
обращен к идее всеобщей связи вещей и явле-
ний, пронизывающей все человеческое бытие,
времена, отдельные судьбы. Эта идея, неодно-
кратно звучавшая в великих книгах, идея, за-
ключающая в себе высшую нравственность в ос-
мыслении жизни, может быть выражена слова-
ми поэта Возрождения Джона Донна, которые
приведены в эпиграфе к роману Э. Хемингуэя
«По ком звонит колокол»: «Нет человека, кото-
рый был бы как Остров, сам по себе, каждый че-
ловек есть часть Материка, часть Суши; и если
Волной снесет в море береговой Утес, меньше
станет Европа, и также, если смоет край Мыса
или разрушит Замок твой или Друга твоего;
смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я
един со всем Человечеством, а потому не спра-
шивай никогда, по ком звонит Колокол: он зво-
нит по Тебе».
........
скачать
 
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу