Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии. 2000 год. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии. 2000 год​


Музыкально-двигательные фантазии включены в раздел "Пляски, игры, хороводы" программы
музыкального воспитания детей "Ладушки". Данный материал будет полезен всем, кто работает
с детьми. Он может быть использован как музыкальная релаксационная минутка во время занятий
в детском саду или на уроках в музыкальной школе.

В сборник включены произведения известных композиторов: Л.Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, М.Леграна, Э.Грига и др. Предлагаемый музыкальный материал несложен для исполнения и отличается разнообразием музыкальных форм.

Музыкально-двигательные фантазии очень нравятся детям, так как не требуют от них особых
усилий, просты и красивы в исполнении.

Этот сборник предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей, логопедов дошкольных
учреждений и учителей музыкальных школ.

Программа "Ладушки" поможет превратить каждое занятие в маленький праздник. Пусть наш
девиз станет вашим: "Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!"

© Издательство "Композитор" (Санкт-Петербург), 2000
© И.А.Новоскольцева, И.М.Каплунова, 2000

МУЗЫКА И ЧУДЕСА
Музыкально-двигательные фантазии
Фантазия (греч.) — воображение:
1) способность к творческому воображению;
2) мечта, выдумка, нечто неправдоподобное;
3) музыкальная пьеса в свободной форме, импровизационного характера;
4) причуда, каприз.
Детская танцевальная фантазия — двигательная импровизация под любую мелодию; она проводится
в конце каждого музыкального занятия и прививает детям любовь к музыке, желание ее слушать, пони-
мать и наслаждаться ею.
Музыкально-двигательная фантазия развивает у ребенка:
1) эмоциональную отзывчивость;
2) двигательную активность, способность к творчеству, воображение;
3) речь, память, мышление;
4) умение согласовывать свои действия с действиями других детей;
5) умение ориентироваться в пространстве;
6) умение различать музыкальные части, фразы, акценты, соотносить свои движения с динамическими
изменениями в музыке;
7) пластику.
Свободные движения под музыку в конце музыкального занятия содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие.
■ Чтобы подвести детей к данному виду деятельности, необходима постепенная, целенаправленная, поэтапная работа, которая включает в себя:
— этюды;
— двигательную импровизацию с предметами;
— двигательную импровизацию с речевым сопровождением;
— свободную импровизацию.
I
ЭТЮДЫ
Для этюдов подойдут небольшие забавные стихи (или сказки, истории), которые педагог рассказывает
и одновременно показывает в движении детям. Дети повторяют движения за взрослым, предлагают свои
варианты, которые должны быть непременно учтены и сыграны. Для развития мимики детей можно использовать текст для пальчиковой гимнастики (см. программу "Ладушки", все возрастные группы).
1. Я валяюсь на траве —
Сто фантазий в голове.
Помечтай со мною вместе —
Будет их не сто, а двести.
Ю. Мориц
Предложить детям лечь вместе на пол ("на траву") и помечтать. Начинает рассказывать о своей мечте
(фантазии) педагог. Фантазия может быть на любую тему, главное — заинтересовать детей. Например: "Я
хотела бы быть самолетом. Я бы летала высоко-высоко в небе, качала бы крыльями, смотрела бы на землю. Наверно, земля сверху очень красивая. На ней растут большие деревья, пышные кусты, яркие цветы.
По земле ходят нарядные тети, важные дяди, бравые солдаты, старички и старушки, бегают и смеются
маленькие дети. Я была бы большим самолетом и перевозила бы людей из одного города в другой". Продолжая лежать на полу, дети придумывают свои фантазии. Если дети повторяют тему педагога (а такое будет обязательно), то следует им сказать, что повторять чужие фантазии не надо; придется предложить им
другие темы (животные, мебель, семья, одежда и т. д., то есть для фантазирования годится все, что окружает ребенка в его жизни).
Потом педагог предлагает детям передать в движении их фантазии (придумывая движения и двигаясь
вместе с детьми) или любую другую фантазию по желанию детей.
2. Я бываю кошкой, и собакой,
И медведем толстым, косолапым.
Даже рыбкой, рыбкой из пруда.
Лошадью бываю иногда...
То синицей по небу летаю,
То пингвина вдруг изображаю,
Над цветами, как пчела, жужжу,
А то просто... девочкой хожу.
В. Друк
Сначала педагог читает детям стихотворение полностью и вместе с ними придумывает те или иные
движения. Затем вновь произносит первую фразу, и все начинают двигаться, показывая различные варианты
поведения (или характера) персонажей этого стихотворения. Каждый ребенок свободен в своих желаниях
и фантазиях.
Я бываю кошкой: ходить, мяукать, показывать коготки, выгибать спинку, облизываться, умываться
и т. д. Кошка красивая, пушистая, усатая, грациозная, ленивая... Выражение лица у детей умиротворенное,
спокойное, хитрое, сердитое и т. д.
И собакой: бегать, что-то искать, нюхать, чесать за ухом, рычать, лаять. Собака злая, добрая, большая,
маленькая, умная, глупая. Выражение лица у детей — соответственно характеру собаки.
И медведем толстым, косолапым: ходить, изображая медведя.
Даже рыбкой, рыбкой из пруда: выполнять легкие, плавные вальсовые движения, быстрые пробежки,
кружение. Рыбка красивая (золотая), маленькая, юркая, стремительная, шустрая.
Лошадью бываю иногда: скакать, бить копытом, ходить, гордо подняв голову, фыркать, ржать и д.
Лошадь молодая, резвая, цирковая, строптивая...
То синицей по небу летаю: выполнять легкие махи руками, бег на носочках, кружение, приседания.
Синица маленькая, быстрая, суетливая...
То пингвина вдруг изображаю: ходить на прямых ногах, не сгибая колени, кланяться друг другу, кружиться на месте. Пингвин толстый, неуклюжий, важный, заносчивый, смешной... Выражение лица — со-
ответственно характеру пингвина.
Над цветами, как пчела, жужжу: жужжать, бегать, махать руками, кружиться над цветком. Пчела трудолюбивая, упорная, сердитая (рассерженная кем-то), веселая, добрая, жадная... Выражение лица — соответственно характеру пчелы.
А то просто... девочкой хожу: ходить, напевать, собирать цветы, поправлять прическу, держаться за
края юбочки (мальчикам — держаться за края шортиков), задирать нос, воображать и т. д. Девочка красивая, улыбчивая, нарядная, веселая, грустная, заносчивая, высокомерная (воображупя, зазнайка)... Выражение лица — соответственно характеру девочки.
Последнюю строчку воспитатель может изменять, а дети должны сориентироваться, придумать образ
и показать то, о чем говорит педагог. Например: "А то просто... козликом (роботом, чудовищем и т. д.)
хожу". Далее дети могут сами изменять текст и самостоятельно обыгрывать последнюю строчку стихотворения.
Через несколько занятий педагог медленно читает стихотворение, а дети придумывают свои движения
соответственно тексту.
3. Жила-была собака,
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост.
И вот когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звезд.
И были у собаки
Зубищи, как лопаты,
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись.
И это было так.
И. Пивоварова
Прочитать детям стихотворение. Пусть они попробуют изобразить эту большую собаку. Подумать
вместе с детьми, как можно показать пыль, дыхание собаки, слетающие с домов крыши и т. д. Выбрать
из числа детских вариантов наиболее выразительные движения. Перед тем как целиком обыграть стихотворение, следует сказать детям, какие и кем придуманные движения будут использоваться ("вот это
движение мы будем делать, как показывал Витя, это — как Маша, это — как Дима").
Дети хорошо запоминают собственные изобретения и с удовольствием на несколько мгновений побудут солистами, что, в свою очередь, послужит положительным фактором для раскрепощения стеснительных детей.
4. — Ветер, ветер, ветерок,
У тебя сколько ног?
— Я бы рад тебе сказать,
Только как их сосчитать?
Ноги бегают по свету,
Были здесь — и вот уж нету, —
Быстрые, воздушные, такие непослушные!
Только стану их считать:
Десять, двадцать, сорок пять, —
А ноги не считаются.
Раз — и разбегаются.
Видишь сам, я не могу
Сосчитать их на бегу.
Е. Григорьева

В данном этюде участвуют несколько детей (5—7). Поставить перед ними ширму, из-под которой будут видны только ступни. Дети встают босиком на ковер за ширмой. Дети-зрители должны видеть только
босые ножки.
См. рисунок:
За ширмой:
1) шевелить пальчиками ног;
2) не отрывая пяток от пола, поворачивать ступни вправо, влево, разводить в стороны и соединять вместе;
3) не отрывая пяток от пола, приподнимать ступни поочередно;
4) вставать на носочки;
5) бегать;
6) кружиться;
7) вставать на внешние стороны стоп;
8) потряхивать ступнями;
9) выставлять ноги на носок и на пятку.
Дети, стоящие за ширмой, сначала выполняют все движения по подсказке педагога. Затем под любую
мелодию (это может быть марш, полька, вальс и т. д.) каждый выполняет свои движения, то есть про-
являет фантазию.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ С ПРЕДМЕТАМИ
Атрибуты для двигательно-танцевальных фантазий:
1) шарфы белые и разноцветные;
2) перышки (желательно страусовые);
3) ленты атласные и бумажные;
4) снежинки из ткани и папиросной бумаги (см. рис.);
5) перчатки детские (белые, черные, разноцветные);
6) листья (искусственные);
7) нитки (мулине);
8) кусочки ваты;
9) детали любых карнавальных и сказочных костюмов.
Рассмотреть атрибут, придумать, что с ним можно делать, поиграть
с ним без музыкального сопровождения.
Сначала выполнять все движения с предметом по показу педагога. Затем двигаться самостоятельно,
придумывая новые варианты движений.
НЕЖНОСТЬ
Танцевальная фантазия на музыку Ф. Шопена (Вальс)
Упражнения с шарфом без музыкального сопровождения:
1. Спрятать в ладонях шарф, сложенный в несколько раз; медленно раскрывая ладони, дать возможность шарфу раскрыться, как цветку.
2. Держа шарф двумя руками за края, выполнять разнообразные колышущиеся движения.
3. Держа шарф за середину одной рукой, выполнять разнообразные движения. Взять шарф другой рукой.
4. Танцевать с шарфом, двигаясь в разных направлениях по залу.
5. Подбрасывать шарф вверх и ловить его одной рукой.
6. Подбрасывать шарф вверх и ловить его на две вытянутые вперед руки.
Под музыкальное сопровождение:
Дети стоят врассыпную по залу. Выполняют любые движения.
Вариант: дети делятся на группы по цвету шарфов (лент).
Такты 1—15: одна группа детей двигается, другая наблюдает.
Такт 16: дети первой группы садятся.
Такты 17—31: двигаются дети второй группы; сидящие дети наблюдают.
Те же движения на вторую часть музыки.

Сборники

Книги для музыкальных родителей
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу