Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Музыкальная психология. Учебно-методическое пособие Глазков

Инна Леонидовна

Инна Леонидовна

Member
16 Июл 2022
192
0
Название: Музыкальная психология. Учебно-методическое пособие
Автор: В. Глазков
Год: 2013
Издательство: Владимир: ВлГУ


Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний. Разработано в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.
Предназначено для студентов педагогических вузов, обучающихся по педагогическим специальностям «Музыкальное образование» и «Педагогическое образование» по профилю подготовки ‒ Дополнительное образование в области эстрадного искусства, а также для преподавателей и всех интересующихся данной тематикой.


скачать

ВВЕДЕНИЕ

Курс музыкальной психологии читается в продолжение курса общей психологии. Он предназначен для студентов-бакалавров музыкальных отделений вузов. За основу системного построения тематического материала был принят динамический подход, на наш взгляд, наиболее точно отражающий специфику психических процессов личности, включённой во взаимодействие с музыкой. Данный подход реализован через последовательность, наиболее часто встречающуюся в общей психологии: природа звука, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, индивидуальные особенности личности, специфика художественного творчества.
Основой для составления данного пособия послужили исследования Л.Л. Бочкарёва, А.Л. Готсдинера, Е.В. Назайкинского, В.И. Петрушина, МСС. Старчеус, А.В. Тороповой, учебники по психологии художественного творчества Л.Б. Ермолаевой-Томиной и В.И. Петрушина. Роль общепсихологической основы сыграли: фундаментальные работы Эрнста Курта «Музыкальная психология» (1931) и Л.С. Выготского «Психология искусства»(1934), а также исследования по психологии эмоций и мышления В.К. Вилюнаса, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Я.А. Пономарёва, О.К. Тихомирова. Общенаучной основой стали работы В.В. Бойко, Дж. Морено, М. Эстер Хардинг, К.Г. Юнга, посвящённые исследованиям психической энергии и работы А.П. Ефимова, А.А. Устинова, В.А. Синкевича о природе восприятия музыкального звука. Примеры из истории музыки, жизни, творчества, а также высказываний великих музыкантов значительно облегчают усвоение учебного материала.

Психологическое образование в системе профессиональной подготовки музыкантов призвано вооружать будущих специалистов знанием психологических тонкостей, особенностей музыкального искусства и педагогики. Внутренние переживания человека, его думы и стремления, аналитический расчет и полет фантазии, работа над музыкальным произведением и его концертное исполнение, воля и память, характер и способности, а также другие психологические качества личности музыканта, слушателя должен хорошо знать и достаточно ясно представлять себе будущий композитор, исполнитель, музыковед, педагог.
Музыкальная психология — это такая отрасль психологии, в которой специально рассматриваются музыкальный слух, пороги слуховых ощущений, ладовые, ритмические, тактильные ощущения, восприятие музыки, переживание, осмысление, запоминание, исполнение и наслаждение ею.
Многоплановые проявления музыкальных способностей, музыкальной одаренности, таланта и гения в области музыкального искусства не перестают удивлять и восхищать нас своими безграничными возможностями, своей, порой сверхъестественной, силой природы.
Основными фундаментальными исследованиями в области музыкальной психологии для нас выступили труды: «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплова, «О психологии музыкального восприятия»
Е.В. Назайкинского и другие. По детской музыкальной психологии — работы В.К. Белобородовой, Г.С. Ригиной, «Музыкальное восприятие школьников» Ю.Б. Алиева, «Воспринимают ли дети полифонию?» 3.А. Ринкяви-
чуса и другие. В этих работах авторы опираются на такие этапные психофизиологические, акустические и педагогические исследования, как: «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченова, «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» Г. Гельмгольца, «Музыкальный слух, его значение, природа особенности и методы правильного развития» С.М. Майкапара, «Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства» Э. Жак-Далькроза, «Зонная природа музыкального слуха» Н.А. Гарбузова и другие.

Еще в средние века Фараби в «Большой книге о музыке», Ибн Сина в главах о музыке своих книг «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга знаний», Абдурахман Джами в «Трактате о музыке» и многие другие великие ученые Востока рассматривали вопросы музыкальной эстетики и психологии, в частности, воздействие музыки на душу, настроение и организм человека.
Наиболее древние учения о музыкальной психологии мы находим в Древнем Египте, Индии, Китае, в священной книге зороастрийцев «Авесте», в трудах древнегреческих ученых — учении об эвритмии Пифагора, учении о мимесисе Аристотеля. Они утверждали идею об огромном воздействии музыки на психику человека, развитие личности и всего общества в целом. Например, Платон говорил, что «могущество и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и каких ритмах».

Примеры из жизни великих музыкантов — Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Скрябина, Тосканини и других — наглядно показывают какими психологическими особенностями и поистине удивительными возможностями может обладать человек при сочинении, исполнении и восприятии музыки. Из истории средневекового Востока до нас дошли сведения и легенды о том, как великий ученый-энциклопедист Абу Наср Фараби виртуозно владел игрой на музыкальных инструментах, мог своим исполнением развеселить или опечалить, отвлечь от забот или заставить глубоко задуматься, вызвать радость, восторг или даже усыпить слушавших его людей. Что это? ...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу