Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Н. Куприна. Развитие у дошкольников эстетического отношения к природе в музыкальной деятельности на основе игровых моделей фольклора

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
422
2
Автор: Н. Куприна
Год: 2003
Издательство: Екатеринбург: УГПУ
Страниц: 92
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ



Скачать

В пособии исследуется опыт народной педагогики по развитию у детей эстетического отношения к природе. Представлены разработки музыкальных игр на основе моделей фольклора, диагностические задания и игры-тесты. Пособие обращено к студентам педагогических вузов и воспитателей ДОУ.

Введение
1. Значение музыкально-эстетического опыта в развитии ребенка
2. Организация музыкально-творческой деятельности детей в ДОУ на основе игровых моделей фольклора
2.1. Колыбельные
2.2. Частушки
2.3. Потешки
2.4. Прибаутки
2.5. Загадки
2.6. Пословицы и поговорки
2.7. Сказки
3. Организация праздников народного календаря в ДОУ
4. Диагностические тесты и задания по развитию у детей эстетического отношения к природе
4.1. Диагностические задания на констатирующем этапе педагогического исследования
4.2. Диагностические задания на контрольном этапе педагогического исследования
Заключение
Литература

Введение
Воспитание у детей любви к природе и ответственности за ее сохранение, необходимость экологической грамотности подрастающего поколения — вопрос особой важности. Экологические проблемы сегодня представляют зону особого внимания. Истоки современных проблем экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха научно-технического прогресса привела к истощению, загрязнению природной среды, и с каждым новым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы
обостряются. Решить эти проблемы может только переход общества к гуманистически ориентированному типу связи с природой. Причем работа по изменению общественного сознания необходима с самого раннего детства.
Обращение к традициям народной педагогики в аспекте экологического воспитания чрезвычайно плодотворно. Сознание любого народа экологично в своих основах, поскольку зиждется на
гармонии человека с природой. Приобщение детей к традициям своего народа — естественный путь их экологического воспитания.

Традиционная культура ориентирована на природу. Мир фольклора — мир особых отношений человека с природой. Гармония этих отношений построена на ощущении родства, единства человека с
окружающим миром, на представлениях об универсальности законов, направляющих жизнь природы и человека. Народное творчество раскрывает идею человеческого природного начала, их общие корни. В
художественно-поэтических образах фольклора живая природа помогает человеку, взаимодействует с ним, если человек бережно к ней относится. В формировании отношения к природе как к живой
заключается огромное воспитательное значение образов фольклора. На этой основе эффективно развиваются элементы — эстетико- экологической культуры ребёнка, в том числе, эстетическое отношение к окружающему миру.
В фольклорных песнях, загадках, пословицах, поговорках, прибаутках, сказках воплощено гуманное отношение к природе, восхищение ее красотой Яркие образы фольклора соответствуют наглядно-образному мышлению ребенка доступны детскому пониманию. Мир народных пословиц, поговорок о природе, сказок о
растениях и животных притягателен для ребёнка. Народное искусство с его яркой образностью создаёт благоприятную почву для накопления детьми представлений об окружающем мире, познания его
закономерностей.
Народное искусство доступно детям и по воспроизведению в самостоятельной деятельности. Это дает возможность активного взаимодействия детей с фольклорными образами, вовлечения детей в игровую, — художественно-творческую деятельность. — Занятия, построенные на принципах обучения средствами игры, создают атмосферу без принуждения и назидания, соответствующую традициям народной педагоги. На таких занятиях дети получают разнообразные представления об окружающей природе. учатся замечать красоту природы, бережно и сочувственно относиться к ней, выражать в художественной деятельности полученные впечатления и представления.
В народной педагогике приобщение ребенка к нравственным ценностям происходило в художественно-образной форме через эмоциональный отклик ребенка, через игровое проживание им сюжета и воображаемого вхождения в роль, а через нее в опыт вымышленного персонажа, Для того, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, «заразить» его эмоциями, включить работу воображения требовалось искусное и выразительное исполнение текста, его музыкальное оформление. В народной педагогике музыка буквально заполняет жизнь ребенка, пронизывает и стимулирует все сферы его развития.
Весь детский фольклор поется. Частушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки - это именно песни, причем песни, вовлекающие ребенка в игровое фантазирование. На уровне эмоционального взаимодействия со взрослыми, в процессе игры ребенок получал первые представления о правилах поведения в окружающем мире. Основа этих правил — любовь и доброжелательность ко всему окружающему, забота близких людей друг о друге, чувство защищенности среди них.

Когда ребенок подрастал, в его жизнь постепенно входили новые жанры фольклора, содержавшие в себе эталоны отношения к миру и к окружающим людям Из исследований по фольклору мы узнаем, что сказки, притчи, былины сказывались нараспев или полностью пелись. Выразительное вокальное интонирование было
неотъемлемой частью этих жанров устного народного творчества. Музыкальные ритмы и интонации вводили слушателей в определенное эмоциональное состояние, помогая пережить вместе с героями историй
все переплетение сюжета. Сказочников, умевших вызывать у слушателей необходимый эмоциональный резонанс, давать благотворный эмоциональный заряд, приглашали в дом как самых почетных гостей, а
иногда и как врачевателей к больным членам семьи. Для детской психики благотворно уже сама по себе
исполнение и звучание фольклорных напевов. Их звуковые образы, отшлифованные временем и проверенные на многих поколениях детей, содержат ритмы и интонации здоровья, нацелены на положительный психотерапевтический эффект. Кроме того, они содержат информацию о мироощущении народа и психосоматических национальных особенностях, что делает их носителями своеобразного «генетического кода». Эти интонации включают, приводят в действие определенные механизмы в организме ребенка, помогающие ему получать и усваивать духовно-ценностную информацию об окружающем мире, о его фундаментальных основах. Такая информация необходима ему для развития, для ориентации в окружающем мире и адаптации к нему. Основу ее составляют любовь к своему краю и к своему народу, бережное, ответственное отношение к «живой», одухотворенной природе.

Творческое развитие принципов народной педагогики, обращение к музыкальным играм на основе фольклорных моделей необходимы современной педагогике детства. Приемы народной педагогики сегодня могут рассматриваться как своеобразные ориентиры в развитии у детей эстетического отношения к природе...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу