Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Н. Метлов. Музыка - детям

Тамара Леонидовна

Тамара Леонидовна

Member
14 Июл 2022
116
0
Автор: Н. Метлов
Название: Музыка - детям
Год: 1985
Издательство: Просвещение
Страниц: 144
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский



В книге представлены статьи известного педагога-музыканта Николая Афанасьевича Метлова. Содержание статей раскрывает вопросы взаимосвязи всех видов музыкальной деятельности дошкольников.
Музыкальный руководитель, воспитатель получат практические рекомендации, как развивать у детей музыкальный слух, вести работу по обучению пению, организовать детский оркестр, провести утреннюю гимнастику под музыку и т.д.

СКАЧАТЬ

От составителей Николай Афанасьевич Метлов (1885 — 1971) — видный советский педагог-м узы кант, кандидат педагогических наук, один из основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране.
Разносторонне образованный, горячо и безраздельно преданный избранному дел у Н. А. Метлов, стремился создать стройную систему музыкального воспитания, в которую гармонично входят обучение детей слушанию музыки, пению, музыкально ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Большое внимание уделял он проведению праздников и утренников в детском саду.
Н. А. Метлов был первым автором программ музыкальных дисциплин, которые изучаю тся на разных уровнях подготовки педагогов музыкантов и воспитателей детских садов: от краткосрочных курсов до высших учебных заведений. Комплекс дисциплин состоит из теории музыки, нотной грамоты, музыкальной литературы и методики музыкального воспитания детей дош кольного возраста.
Программы, разработанные Н. А. Метловым , явились основой для создания последующих программных документов.
Сорок лет жизни отдал Николай Афанасьевич преподавательской деятельности в высших педагогических учебных заведениях Москвы .
Вместе с женою Л. И. Михайловой им создано первое учебное пособие для учащихся педагогических училищ и студентов педагогических институтов — «Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях» (М., Учпедгиз, 1-е изд., 1935; 2-е изд., 1939).
Широкая связь с практикой и бессменная работа в детских садах позволяли Н. А, Метлову быть в постоянном поиске наиболее эффективных средств, методов и приемов музыкального воспитания детей.

Большое внимание Николай Афанасьевич уделял изучению ребенка, его запросов, интересов, способностей. Он подчеркивал, что музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляются на протяжении всех ступеней его жизни.

Экспериментальной и методической базой музыкального воспитания многие годы был московский детский сад № 657, где работала Л. И. Михайлова. Детский сад отличался высоким уровнем музыкально-эстетического воспитания детей .
В настоящем сборнике представлен полувековой опыт работы Н. А. Метлова. Публикации автора, собранные воедино, позволяют
проследить процесс рождения и развития советской системы общественного музыкального воспитания детей дошкольного возраста, а также раскрывают основные направления в работе педагога музыканта в детском саду.

В приложении к сборнику даны : список вокальных и инструментальных произведений для слушания их дошкольниками, ноты и тексты песен, анализируемых Н. А. Метловым , комплексы утренней гимнастики с музыкальным сопровождением , музыкальные пьесы для ударного оркестра, примерные планы практических занятий музыкального руководителя с воспитателями.

Пособие адресовано музыкальном у руководителю и воспитателю .
Оно может быть полезно и широкому кругу дош кольных работников: заведующему и педагогу методисту яслей -сада, преподавателям педагогических училищ и факультетов педагогических институтов, инспекторам -методистам по дошкольном у воспитанию и др .

Слушание музыки
Признавая за слушанием музыки огромную роль, в развитии музыкального восприятия, кругозора и вкуса детей , Н. А. Метлов разработал методику слушания музыки. Он отбирал высоко художественные инструментальные и вокальные произведения выдающ ихся ком позиторов прошлого: М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, И. Баха, И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховен а, Э. Грига, Р. Ш умана, Ф . Шопена — и советских композиторов: Д. Шостаковича, Д . Кабалевского и д р., обогатил репертуар музыки для детей мелодиям и народов СССР, отобрал наиболее доступные из них как по текстовому , так и по музыкальном у содержанию.
Н. А. Метлов постоянно расширял область восприятия музыки. Он исполнял музыкальные произведения детям на каждом занятии, использовал для этого свободные минуты вечерних часов, организовывал для ребят специальные концерты. Те же требования он предъявлял музыкальным руководителям и воспитателям.

Чтобы ввести слушание высоко художественной музыки в быт детского сада и семьи , Николай Афанасьевич принимал участие в
отборе и записи музыкального репертуара для детей на грампластинки.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.
Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой.
Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а
слушанием спокойной музыки.
Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.
Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в
скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу