Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Н. Вашкевич. Музыкальные строи. Использование методов работы над интонацией в классе скрипки на уроках сольфеджио

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2
Автор: Н. Вашкевич
Год: 2004 (2010)
Издательство: Тверь: ООО "Издательство Триада"
Страниц: 44
Формат: PDF
Размер: 1,0 МВ
Язык: русский



Все новое есть комбинация старого, - афоризм кибернетиков 60-х годов. И у нас: муки работы скрипача над интонацией и несравненный результат этого общеизвестны. Сверка чистоты строя интервалом к опорному звуку (тонике) – это от А. Островского. Вспомнили музыкальные строи.
Новое в нашей «комбинации», во-первых, - биения (они от настройщиков). В учебной практике их не было. Во-вторых, рояль у нас не только муз. инструмент, но и незаменимый для гармонического сольфеджио акустический прибор. Слышать фальшь темперированных интервалов (завышение в б3, ч4, занижение в м3, ч5) - значит быть на пути к практическому освоению натурального и певческого строя.


СКАЧАТЬ

Интонация (мы используем этот термин в узком значении, в значении качества строя, звуковысотной точности воспроизведения тона) — одна из проблем профессионального обучения музыканта. Мастерство исполнителя, отмеченное безукоризненной интонацией — высокая похвала. И напротив, плохая интонация вокалиста, скрипача — крах всей исполнительской карьеры. Логика слушателя проста: хороший строй — есть слух, плохой — нет слуха.
Интонация — категория эстетическая.
Навыки чистого интонирования — работа педагога по специальности. Но роль сольфеджио в этом должна быть самая прямая (интонация — один из разделов предмета), хотя, на деле, вынуждены признать, не всегда должная. При всем обилии методической литературы сольфеджио практических приемов развития навыков чистого пения очень мало.
Между тем есть источник, настоящий кладезь методов работы над интонацией, - это школа игры на скрипке, где проблема интонации стоит особенно остро, а решение ее — стройная система практических занятий, складывающаяся веками.
В конце 50-х годов автору этих строк посчастливилось заниматься в классе скрипки известного музыканта в Твери Якова Абрамовича Киппера, ученика ДМ. Цыганова по Московской консерватории. Уроки Я.А. Киппера, светлая ему память, - все то, что являет русскую скрипичную школу: предельно выверенная система работы над техникой, высокая требовательность к художественно-стилистическому качеству исполнения произведения; наконец, бескомпромиссное отношение к точности интонирования, тщательная работа с требованием не только идеального строя, но и понимания ладового и акустического значения каждого звука, каждого интервала.
Эти занятия не могли не стать основой работы над интонацией в моей последующей практике сольфеджио.
Что предлагаем мы в решении проблемы интонации на уроках сольфеджио?
Наши задачи изначальны. Как есть музыкальная грамота, - необходимая ступень к изучению теории музыки (гармонии, полифонии, муз. формы и т.л.), так и на пути к художественному интонированию необходимо уметь чисто спеть интервал, зная критерий качества его звучания; необходимо уметь встроиться в аккорд, слышать в дуэте партнера и этим корректировать свое пение; не только теоретически, но и практически знать природу музыкальных строев: чистого, пифагорова, темперированного, певческого. Это те самые изначальные задачи, вариант решения которых предлагаем мы.
Вопросы ниже имеют прямое отношение к нашей проблеме. Знаете ли вы ответы на них, понятна ли вам терминология? Наши студенты, будущие профессионалы, должны понимать природу этих вопросов:
Каковы критерии качества интонирования на сольфеджио?, можно ли быть уверенным в том, что, например, в мажорном трезвучии, которое мы поем, звуки ч5 соответствуют частотному соотношению 3/2 натурального звукоряда,
63-5/4?
Каким образом проверяется качество настройки ф-но (качество темперации)?, качество настройки скрипки?
Что это, - биения?
Какому из перечисленных полутонов (вводнотоновой м2) можно отдать предпочтение: «чистому» (112 центов); темперированному (100 ц.), пифагорову (9/20 тона, 90 ц.), 1/3 тона (66 ц.), 1/4 (50ц)?
«В настоящее время, - замечает Н.К. Переверзев в кн. «Исполнительская интонация» (14,с. 58), - многие музыкальные деятели, воспитанные на темперированном строе, переоценивают значение чистой терции, считая, что она представляет идеал звучания большой терции и является необходимым компонентом музыкального строя». Ваш идеал какая терция?: чистая (386 ц.), темперированная (400 ц.), пифагорова (408 ц.) ?
На эти и другие вопросы вы найдете здесь ответ.
Главная тема нашего методического пособия — практическая работа над интонацией. Успех в этой работе во многом зависит от знания акустических основ музыкальных строев. В муз. училище из-за несовершенства учебных программ этому материалу не уделено внимания. Его нет даже в учебниках теории.
В связи с этим, краткие хрестоматийные сведения с музыкальных строях помещаем в начале данного методического пособия в качестве преддверия к основному разделу.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу