Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

О развитии ладотонального слуха на уроках сольфеджио. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ. Захарова

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4
Название: О развитии ладотонального слуха на уроках сольфеджио. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ.

Автор: Захарова Татьяна Петровна





скачать


Издательство: Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства, г. Москва

Год издания: 1984

Курс сольфеджио строится к.тк процесс пос1епенно10 усложнения
музыкального языка, в котором условно можно выделить два этапа Первый
раздел предмета посвящен освоению диатоники, вю| от диатоники
к дальнейшему ее усложнению средствами хрома1и<ма, модуляции.
В принятых у нас программах и учебных пособиях занятия по соль
феджио начинаются с освоения диатоники, что оправдано музыкальным
опытом ребенка и всей организацией окружающего его музыкального
материала. Диатоника играет существенную роль на пути развития
ладотонального мышления и по-прежнему оставляет за собой осново-
полагающее значение фундамента.
На этом этапе главное внимание уделяется развитию слуха на основе
диатонических ладов, среди которых практически наиболее употреби-
тельными являются натуральный мажор и I армоничсскии минор. При-
вивается ладовое ощущение всех ступеней мажора и минора усти,
неустои, их функциональные соотношения, воспитывается ощущение
лада как целостной системы.
Дальнейшее развитие музыкального языка связано с процессом
преобразования и расширения диатоники средствами хроматики,
благодаря чему она оботащается новыми интонационными возмож
ностями. На определенных ступенях развития слуха хроматика прояв-
ляет себя по разному приобретает большое значение во внутриладо
вой альтерации, участвует в образовании условно диатонических ладов,
возникает в модуляциях в тональности самые близкие и отдаленные
и т д.
В ДМШ приблизительно с У класса начинается процесс перестройки
уже сложившихся представлений, связанных с диатоникой. Она рас
ширяется постепенным введением хроматических звуков. Вначале
речь идет о внутриладовом хроматизме, основанном на обострении
тяготений неустойчивых ступеней к устоям ладотональности. Изуча-
ются различные приемы появления хроматизма — вспомогательный,
проходящий, хроматизмы взятые или покинутые скачком.
Изучение хроматизмов закономерно подводит к модуляции. Первый
шаг к тональному движению — это широко распространенный в народ-
ной песне переменный лад, который дает чередование двух тональных
ладовых опор. Структурно оба лада Могут образовывать либо относи-
тельно законченные построения, между которыми можно провести
грань, либо обе тональности выступают как единое целое. Формы
переменного лада многообразны. В школе широкое применение полу-
чает основной его случай — сопоставление, ввиду его простоты и ясно-
сти. Переменный лад может рассматриваться как начальный этап осво-
ения, так как он дает самое первое ощущение разных ладовых красок
при смене тоник.
Следующая ступень — работа над модуляцией, которая продолжа-
ется до конца обучения в ДМШ. На этом этапе курса сольфеджио необ-
ходимо пристальное внимание к. любому вводнотональному моменту,
узнавание вводнотонных отношений.
Если внутритональный хроматизм базируется на твердой тональной
основе, то переход к работе над модуляционным хроматизмом ставит
новые задачи, а именно, воспитать способность к слуховой перестрой-
ке, умение переключаться из одной тональности в другую чувствовать
тончайшие нюансы отклонений в мелодии.
И, пожалуй, наиболее высокой ступенью развития в ДМШ можно
считать совмещение как модуляционных, так и хроматических средств,
т. е. хроматическое усложнение каждой из тональностей, участвующей
в модулировании.
В методике преподавания сольфеджио вопросам развития ладото-
нального слуха уделяется большое внимание. За последнее время
в помощь учителю из печати вышел целый ряд пособий, направленных
на совершенствование существующих в настоящее время методов
обучения. Однако можно заметить, что преимущество отдается, глав-
ным образом, начальному периоду обучения — младшим классам
ДМШ, и сравнительно меньше — среднему и старшему возрасту.
Практика показывает, что из всех навыков и умений, предусмот-
ренных программой, учащимся труднее дается чтение с листа и запись
мелодий с усложненной диатоникой, где появляются хромагизмы,
отклонения, модуляции. Как раз одной из причин такого положения
и оказывается отсутствие соответствующих пособий, примеры которых
отвечали бы определенным учебным требованиям, ярко и убедительно
иллюстрировали бы именно данную тему, данный раздел курса.
Это в первую очередь послужило главным обстоятельством, опре-
делившим цель данной работы. Она представляет собой методическое
пособие, в котором рассматриваются вопросы практического освоения
более сложной ступени ладового мышления — модуляции. Методиче-
ский материал проиллюстрирован примерами, предназначенными для
интонационных упражнений, сольфеджирования и слухового анализа.
Работа состоит из двух разделов. Первый представляет методическое
пособие, в котором рассматриваются вопросы модулирования в тональ-
ности диатонического родства.
Второй раздел — нотное приложение, включающее музыкальные
примеры из художественной литературы. Образцы расположены в
систематическом порядке и сгруппированы в разделы.

Общие методические установки.
Программными требованиями для ДМШ прохождение темы „Мо-
дуляция" предусматривается начать в У1 классе.41 Вряд ли можно
согласиться с тем, что знакомство детей с этим явлением нужно от-
ложить на самый конец обучения в школе. Во-первых, мы отодвигаем
возможность познакомить детей с музыкально более сложным и ин-
тересным материалом на неоправданно поздний срок. Во вторых, по-
скольку слух развивается о процессе любой музыкальной деятель-
ности, и дети на практике уже слышат музыку с довольно сложной
ладотональной ор|анизацией, возникает возможность и даже необходи-
мость приступить к изучению модуляции значительно раньше, чем
это предлагает программа.
Можно полностью согласиться с Е. В. Давыдовой, указывающей
в „Методике преподавания сольфеджио" на то, что неверным было
бы долго изучать диатонику и переходить к модуляции только в У1
и У11 классах ДМШ и на втором курсе училища, как этого требует
программа. Правильнее работать параллельно и над укреплением
чувства ладотональности и над способностью перестраиваться, пред-
чувствовать новое направление в тональном развитии мелодии.хх)
Остановимся на вопросе ПЛАНИРОВАНИЯ тем по классам. По-
мимо вопроса, когда приступить к изучению темы „Модуляция",
возникает еще одна частная проблема': использовать модуляцию во
все ступени диатонического родства, или ограничиться наиболее ти-
пичными и распространенными соотношениями тональностей. А. Вах-
ромеев считает возможным ограничиться в условиях школьной прак-
тики использованием модуляций в тональность доминанты, параллель-
ную тональность, тональность III ступени мажора, а также отклонения-
ми в тональности Пи IУ ступеней.хх
Если взять за основу, что к моменту последнего года обучения
должен быть, в основном, пройден весь теоретический материал, то
наиболее целесообразной представляется следующая последователь-
ность распределения темы по классам:
У класс — модуляция в тональность доминанты из мажора и минора;
модуляция в параллельные Зональности из мажора и минора;
У I класс — модуляция в 111 ступень из мажора;
УП класс — ‘закрепление темы на более сложных образцах.
х)
Программа курса сольфеджио для ДМШ. — М., 1972. В программе
за 1964 г. (изучение модуляции предложено только в УП классе.
' Е. Давыдова. Методика преподавания сольфеджио. — М.. 1975.
ххх) д Вахромеев. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ.

Попу Iно следует остановить, я вопросе, вызыва. щом разные
ючки зрения. Почему надо начать прохождение темы модуляции
в доминанту? Во-первых, потому, что в музыкальной литературе
преобладают примеры модуляции в доминанту и параллельные тональ-
ности. Во-вторых, хроматизацин 1У ступени осваивается учениками
в первую очередь и естественно подводи! к модуляции в доминанту.
В-тршьих, примеры модуляцией в доминанту и параллель связаны
с творчеством венских классиков и Шуберта, с которыми дети знаки
мятся в У классе. Таким образом, имеется возможное^ расширить
представления о музыке этих композиторов.- Кроме то1с, примеры,
перечисленных авторов обладают стилистической ясностью строгостью,
гармоничностью, легко воспринимаются слухом.
В целом, все многообразие методов, используемых на юльфеджио,
можно свести к фем обобщающим этапам
1 Слуховая подготовка той или иной темы.
2. Теоретическое ознакомление, вывод.
3. Закрепление, выработка навыка.
В ДМШ СЛУХОВАЯ ПОДГОТОВКА занимает одно из важных мест
Эта часть работы предполатает подбор педаго1ом песен содержащих
те элементы, изучение которых предусматривается в будущем
Например, в плане такой подготовки в настоящей работе дано
ознакомление с темой ,,Модуляция" в 1У классе. На эюм этапе под-
бирается материал к модуляции в доминанту и -.траллельные тональ-
ности из мажора и минора
В У классе надо „заготовить" музыкальный материал, содержащий
модуляции в III ступень из мажора и т д. Слуховая подготовка вклю-
чает и слушание музыкальных примеров с возможными комментари-
ями. Такое „забегание вперед" слуховых впечатлений полезно и необ-
ходимо в усвоении определенных тем, в том числе и темы „Модуля-
ция'" Подобранный репертуар выучивается по слуху, дети свободно
сольфеджируют рекомендованные песни, поют их наизусть с тем,
чтобы возвратиться к этому материалу в дальнейшем. ч*
Второй этап - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ.
Здесь нужно придерживаться следующих правил:
1. Усвоение любого теоретического понятия начинается с его показа
в звучании.
2. Теоретическое объяснение должно сочетаться с анализом, в кото-
ром активно участвуют дети, делая вывод как ба самостоятельно.
3. Каждый новый элемент теории должен восприниматься как
средство музыкальной выразительности.

скачать
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу