Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

О. Захарова. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века. Принципы, приемы

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2
Автор: О. Захарова
Год: 1983
Издательство: Музыка
Страниц: 78
Формат: PDF
Размер: 2,2 МВ
Язык: русский

    XVII     XVIII


СКАЧАТЬ


Автор устанавливает связи западноевропейской музыки исследуемого периода с наукой о красноречии - риторикой, говорит о принципах и приёмах развития в искусстве XVII - первой половины XVIII века, о связях музыкальных форм с риторическими принципами расположения материала. Приложен список литературы, насчитывающий свыше 70 наименований работ русских и зарубежных авторов по вопросам музыковедения, эстетики и смежных наук.
Предназначается для музыковедов, студентов музыкальных вузов.

От автора
Из многочисленных разнородных влияний языка на музыку, исследуя которые мы глубже понимаем саму музыку, процесс ее развития, значительное место принадлежит воздействию ораторского искусства и риторики. Однако вопросы влияния риторики на музыку стали изучаться музыковедением лишь с начала ХХ в. В 1930 году академик Асафьев писал: «До сих пор очень мало (даже почти совсем не) учитывалось воздействие на формы музыкальной речи и на конструкцию музыкальных произведений методов, навыков и вообще динамики и конструкции ораторской рёчи, а между тем риторика не могла не быть чрезвычайно влиятельным по отношению к музыке как выразительному языку фактором» (2, 31). Только в последнее десятилетие проблемы воздействия риторики на музыку получили освещение в советском музыковедении — в работах Я. Друскина, Ю. Кона и автора данной книги. Правда, эти проблемы ставились в них еще довольно узко.
Задача настоящей работы — рассмотреть вопросы воздействия риторики на музыкальную культуру ХVII — первой половины ХVIII в. в разных планах - эстетическом, историко-теоретическом — и в связи с аналогичными явлениями в различных других искусствах (живопись, литература, театр). В то же время работа не претендует на исчерпывающее освещение музыкально-риторической проблематики. В ней выделены только ведущие, на наш взгляд, музыкально-риторические связи.
Автор приносит глубокую благодарность В. Н. Холоповой, бывшей руководителем кандидатской диссертации, которая легла в основу данной работы.

Введение
В сравнении с другими аспектами большой проблемы «музыка и язык» (звук и слово) «риторический» аспект обладает специфическими преимуществами, выявляющимися наиболее полно в исследовании музыкального искусства ХVII — первой половины ХVIII в. Ведь риторика и ораторское искусство были для многих теоретиков и музыкантов того времени не просто соседствующим или даже родственным видом деятельности, а образцом, на который они непосредственно равнялись в своем творчестве, воспринимая риторические принципы и правила как свои, Наиболее определенно об этом говорит музыкальная теория барокко, прежде всего немецкая — эта своего рода музыкальная риторика, в которой приспособлены к музыке, а то и прямо «пересажены» многие риторические понятия, положения, охватывающие основные этапы творческого процесса оратора. Свидетельства тому - труды И. Бурмейстера, А. Кирхера, К. Бернхарда, И. Г. Вальтера, И. Маттезона, И. А. Шейбе и других. Музыкально-риторические описания присутствуют и в работах представителей других европейских школ — итальянской (державшей приоритет в практической разработке музыкально-риторических приемов), английской, французской, чешской, русско-украинской. О конкретности и порой детальности таких заимствований лучше всего говорит фиксация музыкальной теорией ХVII-ХVIII вв. так называемых музыкально-риторических фигур (подробнее о них см. ниже) по аналогии с риторическими фигурами и тропами. Их число превышает восемь десятков.
Отличительной чертой музыкальной риторики была острая актуальность проблематики, внимание к ведущим направлениям музыкальных исканий. Ведь риторика помогала осмыслить...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу