П.И. Чайковский и его «Детский альбом»
Тематическое музыкальное занятие для детей подготовительной группы
Автор: О.В. Подколзина
Цель: Знакомство детей с биографией и творчеством П.И. Чайковского.
Задачи:
- Расширение музыкального кругозора.
- Формирование способности к образному восприятию музыкальных произведений посредством мультипликационной визуализации.
Скачать конспект
Дети входят в зал под звучание пьесы «Сладкая грёза» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского и рассаживаются на стульчики. Перед ними — экран с изображением портрета композитора.
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Какая замечательная музыка вас сегодня встретила, правда? Спокойная, тихая, умиротворённая... Эта пьеса называется «Сладкая грёза» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Мы с вами уже слушали некоторые пьесы этого цикла. Помните? Назовите их.
Ответы детей.
Педагог:
А сегодня я хочу подробнее познакомить вас с этим замечательным композитором.
Страницы жизни и творчества
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) — великий русский композитор, прославивший отечественную классическую музыку во всём мире. Он родился в 1840 году в маленьком посёлке Воткинск, где его отец Илья Петрович Чайковский получил должность начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода.
Маленький Петя с детства проявлял большой интерес и любовь к музыке. Его первой учительницей по фортепиано стала мама — Александра Андреевна. Уже в 4 года Петя сочинил свою первую пьесу. В дальнейшем мальчик жадно впитывал музыкальные впечатления и никогда не оставлял занятия на инструменте.
В 10 лет Петя Чайковский поступил в училище правоведения в Петербурге, по окончании которого он много лет пребывал на государственной службе.
Лишь в 21 год Пётр Ильич решает окончательно посвятить себя музыке и поступает в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Успешно окончив её, Чайковский начал преподавать в Московской консерватории, став её первым профессором композиции. Сейчас это учебное заведение носит имя Петра Ильича, а перед зданием находится замечательный памятник композитору.
В течение своей жизни Чайковский очень много путешествовал за границей: в Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Соединённых Штатах Америки. Впечатления из этих поездок отразились в его музыке.
За свою творческую жизнь композитор создал целый ряд произведений: симфоний, увертюр, опер, балетов, романсов, инструментальных концертов, ставших впоследствии известными и любимыми во всём мире.
«Детский альбом»
Пётр Ильич писал музыку и для детей. Широко известен «Детский альбом», который композитор сочинил в 1878 году для своего племянника Володи Давыдова, сына любимой сестры Александры. Как-то, приехав к ней в гости, Чайковский услышал занятия мальчика на фортепиано. Ребёнок с трудом осваивал скучные гаммы и упражнения. И тогда Пётр Ильич решил написать цикл несложных пьес, доступных начинающему пианисту и разнообразных по характеру. Так и появился ныне известный во всём мире сборник.
Музыка этого альбома очень разная: весёлая и грустная, быстрая и медленная, задумчивая и игривая. В сборнике представлены все основные жанры: марш, танец и песня. Некоторые пьесы «Детского альбома», как и многие другие творения композитора, написаны под впечатлением поездок за границу. В них угадываются мотивы подлинных народных мелодий разных стран Европы. Даже названия у пьес «говорящие»: «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка».
Но с особой любовью Пётр Ильич Чайковский изобразил русский национальный характер в пьесах «Русская песня» и «Камаринская».
Педагог:
Итак, сегодня я расскажу и покажу вам музыкальную сказку. Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать...
Бим-бом, бим-бом,
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочинённый для ребят
Много лет тому назад.
Нарисованы картинки —
Не карандашами,
Музыкальные картинки
Встанут перед нами.
Жила-была девочка Катенька. Она очень любила музыку и в свои шесть лет уже неплохо играла на фортепиано несложные пьесы. Только она не просто разучивала ноты, а фантазировала под музыку. Ей представлялись разные занимательные истории, и сейчас мы увидим одну из них.
Однажды Катя открыла «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского, и музыка так её увлекла, что девочка очутилась в настоящей сказке. Под звуки «Сладкой грёзы»... А вы ведь знаете, что такое грёза? Это мечта, сон наяву. Грезить — значит представлять себе какие-то необыкновенные происшествия или сказочные сюжеты. Так вот, под звуки пьесы «Сладкая грёза» она представила, как обычные куклы и другие игрушки превратились в сказочных персонажей и зажили своей собственной жизнью.
Под пьесу «Игра в лошадки» игрушечные кони оказались настоящими скакунами и повезли карету Золушки на бал, где её встретил целый военный отряд. Это игрушки под «Марш деревянных солдатиков» превратились в настоящих солдат, марширующих перед королевским дворцом.
Там Золушку ждал прекрасный принц, который закружил её в сказочно красивом «Вальсе».
Но вот часы пробили полночь, и волшебство разрушилось: карета превратилась в юлу, прекрасные скакуны — в игрушечных лошадок, войско — в солдатиков, а сама Золушка — в обычную куклу.
Но мечты Катеньки на этом не закончились. Она стала листать альбом дальше, и под звуки старой шарманки из пьесы «Шарманщик поёт» девочка оказалась в средневековой Европе. Сначала под «Итальянскую песенку» Катя увидела представление кукольного театра, где чудесный танец исполняли Коломбина, Арлекин и Пьеро.
Затем звуки «Старинной французской песенки» перенесли её в феодальную Францию, где жили прекрасные дамы и благородные рыцари. Очень грустная мелодия передаёт печаль одинокой девушки, которая скучает по своему возлюбленному.
Под мелодию «Немецкой песенки» Катя представила весёлого пастушка, который ведёт овечек пастись на лужок и играет им задорную песенку на рожке.
И, наконец, девочка попала на самый юг Италии в прекрасный город Неаполь. Там под звуки «Неаполитанской песенки» все герои её фантазий закружились в весёлом хороводе.
Но вот наступил вечер, в комнату пришла няня и стала укладывать ребят спать. Под звуки пьесы «Нянина сказка» Катя представила детей, которые заблудились в лесу. К ним приходили лесные звери, чтобы утешить их. И вдруг появилась Баба Яга.
Пьеса, которая так и называется «Баба Яга», рисует её полёт в ступе. Но друзья не дали детей в обиду и прогнали злую старуху. Под мелодию «Русской песни» мальчик и девочка возвращаются домой, где их ждут родители. Они радуются встрече с детьми, устраивают праздничное застолье и танцуют «Камаринскую».
Снова звучит «Сладкая грёза», брат и сестра засыпают, погружаясь в чудесные сны.
Просмотр мультфильма «Детский альбом» (режиссёр — Инесса Ковалевская).
Педагог:
Ребята, наша музыкальная сказка подошла к концу. Понравилась она вам?
Ответы детей.
Педагог:
А теперь давайте проверим, как вы запомнили музыку, с которой сейчас познакомились. Я буду включать фрагменты услышанных пьес, а вы постараетесь вспомнить, как они называются.
Музыкальная угадайка.
Тематическое музыкальное занятие для детей подготовительной группы
Автор: О.В. Подколзина
Цель: Знакомство детей с биографией и творчеством П.И. Чайковского.
Задачи:
- Расширение музыкального кругозора.
- Формирование способности к образному восприятию музыкальных произведений посредством мультипликационной визуализации.
Скачать конспект
Ход мероприятия
Дети входят в зал под звучание пьесы «Сладкая грёза» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского и рассаживаются на стульчики. Перед ними — экран с изображением портрета композитора.
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Какая замечательная музыка вас сегодня встретила, правда? Спокойная, тихая, умиротворённая... Эта пьеса называется «Сладкая грёза» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Мы с вами уже слушали некоторые пьесы этого цикла. Помните? Назовите их.
Ответы детей.
Педагог:
А сегодня я хочу подробнее познакомить вас с этим замечательным композитором.
Страницы жизни и творчества
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) — великий русский композитор, прославивший отечественную классическую музыку во всём мире. Он родился в 1840 году в маленьком посёлке Воткинск, где его отец Илья Петрович Чайковский получил должность начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода.
Маленький Петя с детства проявлял большой интерес и любовь к музыке. Его первой учительницей по фортепиано стала мама — Александра Андреевна. Уже в 4 года Петя сочинил свою первую пьесу. В дальнейшем мальчик жадно впитывал музыкальные впечатления и никогда не оставлял занятия на инструменте.
В 10 лет Петя Чайковский поступил в училище правоведения в Петербурге, по окончании которого он много лет пребывал на государственной службе.
Лишь в 21 год Пётр Ильич решает окончательно посвятить себя музыке и поступает в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Успешно окончив её, Чайковский начал преподавать в Московской консерватории, став её первым профессором композиции. Сейчас это учебное заведение носит имя Петра Ильича, а перед зданием находится замечательный памятник композитору.
В течение своей жизни Чайковский очень много путешествовал за границей: в Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Соединённых Штатах Америки. Впечатления из этих поездок отразились в его музыке.
За свою творческую жизнь композитор создал целый ряд произведений: симфоний, увертюр, опер, балетов, романсов, инструментальных концертов, ставших впоследствии известными и любимыми во всём мире.
«Детский альбом»
Пётр Ильич писал музыку и для детей. Широко известен «Детский альбом», который композитор сочинил в 1878 году для своего племянника Володи Давыдова, сына любимой сестры Александры. Как-то, приехав к ней в гости, Чайковский услышал занятия мальчика на фортепиано. Ребёнок с трудом осваивал скучные гаммы и упражнения. И тогда Пётр Ильич решил написать цикл несложных пьес, доступных начинающему пианисту и разнообразных по характеру. Так и появился ныне известный во всём мире сборник.
Музыка этого альбома очень разная: весёлая и грустная, быстрая и медленная, задумчивая и игривая. В сборнике представлены все основные жанры: марш, танец и песня. Некоторые пьесы «Детского альбома», как и многие другие творения композитора, написаны под впечатлением поездок за границу. В них угадываются мотивы подлинных народных мелодий разных стран Европы. Даже названия у пьес «говорящие»: «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка».
Но с особой любовью Пётр Ильич Чайковский изобразил русский национальный характер в пьесах «Русская песня» и «Камаринская».
Педагог:
Итак, сегодня я расскажу и покажу вам музыкальную сказку. Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать...
Бим-бом, бим-бом,
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочинённый для ребят
Много лет тому назад.
Нарисованы картинки —
Не карандашами,
Музыкальные картинки
Встанут перед нами.
Жила-была девочка Катенька. Она очень любила музыку и в свои шесть лет уже неплохо играла на фортепиано несложные пьесы. Только она не просто разучивала ноты, а фантазировала под музыку. Ей представлялись разные занимательные истории, и сейчас мы увидим одну из них.
Однажды Катя открыла «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского, и музыка так её увлекла, что девочка очутилась в настоящей сказке. Под звуки «Сладкой грёзы»... А вы ведь знаете, что такое грёза? Это мечта, сон наяву. Грезить — значит представлять себе какие-то необыкновенные происшествия или сказочные сюжеты. Так вот, под звуки пьесы «Сладкая грёза» она представила, как обычные куклы и другие игрушки превратились в сказочных персонажей и зажили своей собственной жизнью.
Под пьесу «Игра в лошадки» игрушечные кони оказались настоящими скакунами и повезли карету Золушки на бал, где её встретил целый военный отряд. Это игрушки под «Марш деревянных солдатиков» превратились в настоящих солдат, марширующих перед королевским дворцом.
Там Золушку ждал прекрасный принц, который закружил её в сказочно красивом «Вальсе».
Но вот часы пробили полночь, и волшебство разрушилось: карета превратилась в юлу, прекрасные скакуны — в игрушечных лошадок, войско — в солдатиков, а сама Золушка — в обычную куклу.
Но мечты Катеньки на этом не закончились. Она стала листать альбом дальше, и под звуки старой шарманки из пьесы «Шарманщик поёт» девочка оказалась в средневековой Европе. Сначала под «Итальянскую песенку» Катя увидела представление кукольного театра, где чудесный танец исполняли Коломбина, Арлекин и Пьеро.
Затем звуки «Старинной французской песенки» перенесли её в феодальную Францию, где жили прекрасные дамы и благородные рыцари. Очень грустная мелодия передаёт печаль одинокой девушки, которая скучает по своему возлюбленному.
Под мелодию «Немецкой песенки» Катя представила весёлого пастушка, который ведёт овечек пастись на лужок и играет им задорную песенку на рожке.
И, наконец, девочка попала на самый юг Италии в прекрасный город Неаполь. Там под звуки «Неаполитанской песенки» все герои её фантазий закружились в весёлом хороводе.
Но вот наступил вечер, в комнату пришла няня и стала укладывать ребят спать. Под звуки пьесы «Нянина сказка» Катя представила детей, которые заблудились в лесу. К ним приходили лесные звери, чтобы утешить их. И вдруг появилась Баба Яга.
Пьеса, которая так и называется «Баба Яга», рисует её полёт в ступе. Но друзья не дали детей в обиду и прогнали злую старуху. Под мелодию «Русской песни» мальчик и девочка возвращаются домой, где их ждут родители. Они радуются встрече с детьми, устраивают праздничное застолье и танцуют «Камаринскую».
Снова звучит «Сладкая грёза», брат и сестра засыпают, погружаясь в чудесные сны.
Просмотр мультфильма «Детский альбом» (режиссёр — Инесса Ковалевская).
Педагог:
Ребята, наша музыкальная сказка подошла к концу. Понравилась она вам?
Ответы детей.
Педагог:
А теперь давайте проверим, как вы запомнили музыку, с которой сейчас познакомились. Я буду включать фрагменты услышанных пьес, а вы постараетесь вспомнить, как они называются.
Музыкальная угадайка.