Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. Савельева

Тамара Леонидовна

Тамара Леонидовна

Member
14 Июл 2022
116
0
Название: Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников
Посмотреть вложение 629

Скачать
Автор: Савельева Елена Александровна

Издательство: Детство-пресс, г. Санкт-Петербург

Год издания: 2010
Скачать

В книгу включены авторские игры, органично сочетающие пальчиковую гимнастику с наиболее распространенными и простыми дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Они помогут выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечат четкое произношение звуков, разовьют слуховое внимание. Ребенок научится быстрее запоминать и правильно, не переставляя слова, рассказывать короткие стихотворения.

Материал представлен таким образом, чтобы педагог смог составить картотеку для оборудования логопедического кабинета.
Введение

Истоки способностей и дарова-
ний детей находятся на кончиках
пальцев.

8. А. Сухомлинский

О влиянии мануальных воздействий на развитие челове-
ческого мозга известно давно, начиная со [ в. до н.э. Китай-
ские специалисты утверждают, что игры с участием рук при-
водят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.
Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кис-
тей рук в Китае с давних пор применяются специальные уп-
ражнения с каменными и металлическими шариками. В Япо-
нии щироко распространены упражнения с грецкими орехами.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство
для развития мелкой моторики и речи в их единстве и вза-
имосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх со-
держание стихотворения изображается с помошью движения
рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способ-
ствуют развитию творческой активности, мышления, речи,
мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управ-
лять своими движениями, концентрировать внимание на
одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малы-
шей и легко запоминаются.

Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчи-
ковые игры, выполняемые одной рукой (например, игры «Ма-
ленький паук», «Жаба», «Маленькая черепаха»). Для самых
маленьких важны спокойно-ласковое настроение и осторож-
ное, бережное прикосновение.

Движения правой и левой рук контролируются разными
полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять
нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же
движения другой рукой. Персонажи предлагаемых пальчико-
вых игр (бабочка, рыбки, лошадки и др.) знакомы и понятны
малышам.


Трехлетние малыши осваивают игры для двух рук, напри-
мер в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку,
а другая — мышку.

С четырех лет дети могут играть в игры, в которых не-
сколько явлений или действий сменяют друг друга (напри-
мер, игры «Тучи», «Домик», «Гроза», «Капитан», «Краб-хвас-
тун», «Оркестр», «Осенью», «Солдатики», «Танец», «Любо-
пытная ворона», «На высокой скале», «Кошка», «Наш обед»,
«Курочка», «Супчик», «Жужелица», «Росточек», «Вороны»,
«Мои игрушки», «Козлята», «Улиточки», «Комарики», «Зай-
ка-барабанщик», «Рыбки», «Кролик», «Гусеничка», «Ужи»,
«Добрый пес»).

Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным
мелким подручным реквизитом — бусинами, карандашами,
тканью, бумагой и т.п. (например, игры «Дождевые червяч-
ки», «Жаба», «Паучихи», «Маленький художник», «Непроше-
ный гость», «Подарок для заиньки», «Динозаврики», «Верто-
лет», «Пирог»). Пальчиковая гимнастика поможет предупре-
дить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть
это отставание.

Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки —
сгибания и разгибания пальчиков (например, игры «Наши
пальчики», «Пальчики-забияки», «Цветок», «Моя семья»,
«Пчелки», «Мышиная семья») — это простейший набор движе-
ний. Можно расширить диапазон использования пальчиковых
форм в повседневной работе с ребенком. Например, игрой
«Наши пальчики» вы можете предварять занятия по лепке, ри-
сованию, конструированию, аппликации. Она поможет разо-
греть ручки малыша перед работой и ввести его в игровую си-
туацию.

Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уде-
лять внимание их расслаблению. В данном пособии имеется
немало направленных на это игр-упражнений: «Сороко-
ножки», «Бабочка», «Маленький паук», «Рыбки», «Дельфи-
ны», «Паучихи», «Заборчик», «Радуга», «Веселые лошад-
ки», «Маленький художник», «Паром», «Блины», «По грибы»
и др.
Прежде чем показывать пальчиковую забаву малышу, сна-
чала сами проиграйте ее сюжет. Перед игрой надо обсудить ее
содержание, отработать ключевые жесты и комбинации паль-
цев. Это не только подготовит малыша к правильному выпол-
нению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоци-
ональный настрой.

Следует медленно показывать позу кисти руки. Если
малыш не может самостоятельно выполнить движение, надо
взять его ручку в свою и действовать вместе. При выполнении
упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему
собственную увлеченность игрой. Почаще приглашайте малы-
ша к совместным действиям.

Не ставьте перед ребенком одновременно несколько задач
(к примеру, показывать движения и произносить стихотворе-
ние), так как объем внимания у него ограничен, поэтому
сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Стимули-
руйте подпевание, старайтесь не замечать, если он поначалу
делает что-то неправильно, хвалите за успехи.

Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия
зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть
руку вправо, и наоборот.

Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчи-
ковых играх. В этой кните есть множество упражнений на удер-
жание позы: «Слон», «Краб», «Улитки-недотрожки», «Бараш-
ки», «Краб-хвастун», «Филин», «Воздушный шарик», «Танец»,
«Любопытная ворона», «Радуга», «Наш обед», «Курочка»,
«Птичка», «Мои игрушки», «Динозаврики», «ЁЕжонок», «Кро-
лик», «Зайка-барабанщик», «Хитрый кот», «Комарики»,
«Жучок», «Петушок», «Козлята», «Моя лошадка», «Улиточки»,
«Добрый пес», «Совушка», «Енот-чистюля», «Лисица», «На
Новый год» и др.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движе-
ний, очень пригодятся при развитии у ребенка навыков само-
обслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний
ит. п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных
движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответ-
ствует ритму выполняемых движений: «Братья», «Цветок»,
«Моя семья», «Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики»,
«Пальчики-забияки», «Мышиная семья», «Пчелки», «Ночью»,
«Белочкин запас», «По грибы» и др.

Особенностью этого пособия является то, что в нем пред-
лагаются задания на развитие не только первых трех пальцев
(социальной зоны руки), и так активных в быту и в общении,
но и упражнения для укрепления мускулатуры безымянного
пальца и мизинца, которые часто остаются без внимания
(игры «Слон», «Динозаврики», «Барашки», «Цветок», «Танец»,
«Хитрый кот», «Жучок», «Козлята», «Наши пальчики», «Доб-
рый пес», «Пальчики-забияки», «Пчелки», «Мышиная семья»,
«Рыбалка» и др.)

Веселые стихи, сопровождающие игру, способствуют со-
зданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию чув-
ства ритма. Это выгодно отличает данное пособие от появив-
шихся в последнее время сборников пальчиковых игр, основ-
ная нель которых — подготовка руки к Письму.

Одни игры, приведенные в данном пособии, научат малы-
ша счету («Сороконожки», «Цветок», «Маленький художник»,
«Гусеничка», «День рождения сурка»), другие, в которых ре-
бенок должен действовать, используя обе руки, помогут усво-
ИТЬ ПОНЯТИЯ «выше», «ниже», «право», «лево» («Рыбки», «Ось-
миноги», «Радуга», «Веселый воробей», «Совушка» и др.), по-
знакомят с явлениями природы («Гроза», «Радуга», «Осенний
ветер» и др.) и с ее сезонными изменениями («Осенью», «Уро-
жай», «Листопад», «Снежинки», «На Новый год», «Ледоход» и
др.), расскажут, как зовется каждый пальчик («Наши пальчи-
ки»), создадут представления о животных и их особенностях
(«Маленький паук», «Дождевые червячки», «Краб», «Улитки-
недотрожки», «Дельфины», «Маленькая черепаха», «Рыбки»,
«Кошка и мышка», «Филин», «Кошка», «Курочка», «Паучихи»,
«Кит», «Ужи», «Гусеничка», «Ежонок», «Кролик», «Комари-
ки», «Воробъята», «Петушок», «Козлята», «Моя лошадка»,
«Енот-чистюля» и др), разовьют внимательность.

Пальчиковые и жестовые игры обладают способностью на-
страивать детей на концентрацию внимания, что также может
быть использовано педагогом, но по этой же причине ими


нельзя злоупотреблять — в течение дня к ним можно обра-
щаться несколько раз, но понемногу.

Игры с пальчиками тренируют кисти рук (появляются по-
движность, гибкость), что облегчает приобретение детьми на-
выков рисования и письма.

Отечественные ученые (В.М. Бехтерев, М. М. Кольцова,
Л. В. Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, лси-
хику детей, подтверждают связь движений рук с развитием
умственной деятельности и речи.

Установлено, что уровень развития речи детей находится
в прямой зависимости от степени сформированности движе-
ний пальцев. В ходе исследований была выявлена такая зако-
номерность: если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы;
если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается
и речевое развитие. Некоторые исследователи даже относят
кисть руки к речевому аппарату. Поэтому, чтобы научить ре-
бенка правильно говорить, необходимо не только заниматься
произносительной стороной речи, но и развивать подвижность
пальцев.

Систематические упражнения по тренировке пальцев яв-
ляются средством стимуляции активности коры головного
мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления
и звукопроизношения. Совершенствовать эти процессы вам
помогут приведенные в этой книге авторские игры, сочета-
ющие в себе пальчиковые забавы и простые логопедические
упражнения.

Для развития речевого дыхания учите ребенка длительному
ротовому выдоху. Ведь для того, чтобы произнести разверну-
тую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно
владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом
через рот. Упражнения по обучению дыхательному выдоху яв-
ляются подготовительным этапом для формирования шипя-
щих и свистящих звуков.

Если при обыкновенном физиологическом дыхании вдох
и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, то рече-
вое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и
удлинение выдоха. В данном сборнике представлено достаточ-
но игр по развитию дыхания («Снежинки», «Осенний ветер»,
«Мыльные пузыри», «День рождения сурка», «Воздушный
шарик», «Ночью», «Ужи», «Комарики» и др.).

При произнесении длинных фраз дети нередко нарушают
плавность речи, добирая воздух, заканчивая предложение на
выдохе. В таких случаях им можно предлагать негромко, про-
тяжно (на выдохе) как можно дольше произносить звуки [и],
[У| (например, звук [У] в игре «Пароходик»).

Наиболее активно участвует в образовании слов язык — от
его положения зависит правильное произношение большин-
ства звуков русского языка. Поскольку занятия с маленькими
детьми часто носят подражательный характер, поиграйте с ма-
лышом в такую игру: вы будете показывать движение, а он
будет повторять за вами. Приведенные в этой книге игры-уп-
ражнения укрепляют мышцы губ и языка, готовят органы ар-
тикуляции к правильному произнесению звуков (игры
«Котик», «Веселые лошадки», «Моя лошадка», «Стрелочки в
часах»).

В возрасте от двух до шести лет ребенок обладает повы-
шенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысло-
вой сторонам. В играх с пальцами звучание вашего голоса,
громкость произносимого текста должны быть особенно вы-
разительными. Малыш воспринимает текст лучше, когда
взрослый читает его наизусть.

Стихи нужно произносить то повышая, то понижая голос,
делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять
синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста
трудно проговаривать весь текст сразу, поэтому для начала им
достаточно выполнять движения вместе со взрослым.

У старших дошкольников четкое, правильное произноше-
ние звуков зависит от хорошо развитого речевого слуха. На
данном возрастном этапе особое внимание следует уделять
совершенствованию фонематического слуха, то есть способ-
ности отличать один звук от другого. В данном сборнике есть
игры-упражнения на развитие фонематического слуха (игры
«Жужелица», «Жучок», «Ужи» и др.).
Развитию основных качеств голоса (силы, высоты) помо-
гают игры, в которых малыш учится повышать или понижать
тон голоса, например изображая тоненьким голосом мышку в
игре «Кошка и мышка».

Важно помнить, что у маленьких детей голосообразующий
аппарат еще полностью не сформирован, поэтому взрослым
нужно следить за тем, чтобы ребенок не перенапрягал голос, обе-
регать малыша от форсирования голоса, длительных нагрузок,
которые возникают, если ребенок разговаривает слишком гром-
ко или кричит.

Многократное повторение в игре простых звучаний очень
полезно для развития речи малыша. Взрослый может учить
ребенка на своем примере, активно побуждая его к подража-
нию (игры «Заборчик», «Барабан», «Солдатики», «Снежинки»,
«Зайка-барабанщик», «Добрый пес»). Особенно это касается
детей, которые в связи со своими индивидуальными особен-
ностями нуждаются в активной помощи взрослых.

Старшие дошкольники могут осваивать в играх интонаци-
онные средства выразительности: их учат регулировать высоту
и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловое уда-
рение (игры «Росточек», «Наш обед», «Супчик», «Мои игруш-
КИ», «Клей», «Урожай», «Белочкин запас», «Подарок для за-
иньки», «Лисица», «Совушка», «На Новый год», «По грибы»,
«Листопад» и др.).

Поскольку произнесение слов и фраз шепотом требует
более четкой артикуляции звуков, целесообразно использовать
шепотную речь при заучивании наизусть, когда дети читают
стихотворение вместе со взрослым (игра «Ужи»). Это способ-
ствует лучшему запоминанию текста и отработке правильного
произношения всех звуков.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству — ре-
бенок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в
которых ребенок гладит руку взрослого, загибает пальцы партне-
ра по игре, важны для формирования у него чувства уверенности.

Важное значение жестовой игры заключается еще в том,
что, будучи выразительно и красиво показанной воспитателя-
ми, она дает импульс к возникновению в ребенке живого
10

образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобраз-

ной внутренней, душевной подвижности. Занятия особенно

интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются
рифмованная речь и движения.

С возрастом пальчиковые игры усложняются — можно ра-
зыгрывать целые сцены.

Игры с пальчиками — это театр, актеры которого всегда

с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица

и придать им еще болышую выразительность, достаточно фло-

мастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько

фломастеров разных цветов); можно вырезать из цветной бума-

ги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т. п.
Наибольшее внимание маленьких детей привлекают паль-

чиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки ра-

дует и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи
можно петь на любую подходящую мелодию.

В заключение хотелось бы дать несколько простых реко-
мендаций по проведению занятий.

У Перед началом игры создайте положительный эмоцио-
нальный настрой.

У Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции.
Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным
слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.

У Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач
(к примеру, показывать движения и произносить стихотворе-
ние) — сложная задача может сразу отбить интерес к игре.

У Длительность игр с двухлетними малышами — 5—10
минут; занятия с детьми 3—4 лет не должны превышать
15 минут, с ребятами 5—6 лет — 25 минут.

У Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настро-
ения, лучше отложить занятие до более подходящего вре-
мени.

У Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооцен-
ку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все
получится.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребен-
ком!
Скачать

Сборники

Книги для музыкальных руководителей
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу