Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Ритм для самых маленьких. 2012 год.Пилипенко.

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4
Пилипенко Л.В. Ритм для самых маленьких. 2012 год

Скачать


Ошибки исполнителя-музыканта
в организации времени
равносильны ошибкам зодчего
в разрешении пространственных задач
архитектурного построения.
Всякому ясно, что эти ошибки
принадлежат к числу самых крупных.
Г. Г. Нейгауз

С детьми нужно общаться на их родном языке — языке образов. Цифры и буквы для малышей
пока что не имеют никакого смысла (кроме звукоизобразительного), ведь с ними необходимо производить
какие-то непонятные еще детям действия, а тут сразу: «Ту-у! — паровозик...» И внутренний взор ребенка
уже представляет мчащийся по рельсам паровоз с огромной трубой, множеством стучащих по рельсам
колес, улыбающиеся или, напротив, строгие глаза-фары и пронзительный гудок, заставляющий всех уйти
с дороги. Это так интересно!

А вот лодочка, неторопливо плывущая по воде и покачивающаяся на волнах: «Да-ду, да-ду, да-ду...х
Над ней летает никому не видимый ветерок (интересно, у него есть глаза или нос?) и нашептывает,
подпевая вопнам, еле спышимую песенку: «Да-ду, да-ду...» Песенка у ветерка тихая, сливающаяся со
звуками движущейся воды и, что особенно удивительно, очень теплая! Чудеса да и только!

* * *

В мире музыки все образные зарисовки, все картины — и большие, и маленькие — заключены во
временные рамки. Ведь музыка — это искусство, разворачивающееся во времени. Поэтому воспитание
чувства времени — а в это обширное понятие входят и метр, и ритм, и форма — важнейшая задача
педагога-музыканта. И начинать эту работу нужно с первых шагов обучения музыке.

Доступный и интересный для детей способ воспитания чувства времени — проговаривание ритми-
зованных стихотворений под равномерную движущуюся пульсацию, которая является основой основ
всей ритмической работы. Эту пульсацию взроспый воспроизводит ладонями (палочками) либо ногой.
В дальнейшем стихотворения (в литературном либо ритмослоговом прочтении) проговариваются под
равномерно звучащий аккомпанемент пьесы или, что более сложно, под звучание всей пьесы. Темп
прочитываемого стихотворения должен соответствовать его образному содержанию.

* " *

Пособие «Ритм для самых маленьких» включает два раздела: метрический и ритмический. Под
каждую из изучаемых ритмических фигур, каждый метр написано одно стихотворение (в метрическом
разделе — несколько стихотворений), которое сопровождается выписанной ритмической последователь-
ностью. Это поможет воспроизвести литературный текст в нужном ритмическом прочтении. Изучаемые
ритмические формулы (в разделе о ритмах) и метрический счет (в разделе о метрах) непосредственно
присутствуют в текстах стихотворений, что открывает перспективы к дальнейшему профессиональ-
ному обучению.

Песни на основные ритмические формулы, помещенные в приложении к сборнику. —
«независимый» музыкальный материал. Его можно использовать как дополнение к ритмической работе
либо разучивать и исполнять эти песни как самостоятельные композиции.

Пособие предназначено для работы с детьми ясепьно-детсадовского возраста и с учениками началь-
ных классов детской музыкальной школы (в последнем случае стихи прочитываются как в литературном,
так и в ритмослоговом варианте).

* * *

В первом разделе данного пособия представлены метры, наиболее часто встречающиеся в музыке:
двух-, трех- и четырехдольные. В литературный текст стихотворений вплетен метрический счет — так,
ненавязчиво, ребенок получает первые представления о том или ином метре.

Метр, как известно, — чередование сильных и слабых долей времени:

— в двудольном метре — одной сильной, одной слабой;

— в трехдольном — одной сильной, двух слабых;

— в четырехдольном — одной сильной, трех слабых.

Но музыкальный метр подразумевает еще и энергию движения от одной сильной доли к другой
через слабые. Поэтому просчитывать метрические доли нужно не математически сухо и статично, но

в рамках движущегося времени, с постоянным устремлением в первую долю. Для этого добавляем
в счет букву «в»:

«Раз, два, в Раз, два, в Раз...» ({двудольный метр).
«Раз, два, три, в Раз, два, три, в Раз...» (трехдольный метр).
«Раз, два, три, четыре, в Раз, два, три, четыре, а Раз...» (четырехдольный метр).

Благодаря такому просчитыванию долей (вслух, под музыку!) создается эффект «сшивания» тактов
невидимой музыкальной нитью. Эта нить «движется» сквозь все произведение, что помогает исполни-
телю создавать музыкальную форму во времени.

Это простое, но очень важное свойство музыки — постоянное устремпение в первую долю —
необходимо учитывать при работе над метром как небольших песенок-попевок, так и развернутых му-
зыкальных полотен.............



Скачать


Сборники

Книги для музыкальных руководителей
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу