Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Русские арабески. Фортепианные миниатюры русских композиторов

Инна Леонидовна

Инна Леонидовна

Member
16 Июл 2022
192
0
Название: Русские арабески. Фортепианные миниатюры русских композиторов
Автор: С. Поддубный
Год: 2008
Издательство: Композитор


В новом сборнике фортепианных пьес-миниатюр для музыкантов и любителей музыки разного возраста представлены незаслуженно забытые сочинения русских композиторов, звучащие, однако, удивительно оригинально и свежо и в наше время.
Надеюсь, что юные, молодые исполнители внимательно и серьезно вглядятся в новые опусы современных композиторов и найдут в них талантливые, интересные, «фантазийные» музыкальные зарисовки-картинки.
(Е. Мурина)

скачать

СОДЕРЖАНИЕ:
А. С. Даргомыжский. Меланхолический вальс
Ц. А. Кюи. Восточная мелодия
М. А. Балакирев. Мазурка
П. И. Чайковский. Ноктюрн
Н. А. Римский-Корсаков. Прелюдия-экспромт
А. К. Лядов. Прелюдия
С. И. Танеев. Колыбельная
А. С. Аренский. Арабеска
А. Н. Скрябин. Загадка
Н. Н. Черепнин. Modo Religioso (В религиозном духе)
Н. Я. Мясковский. Напев
Б. В. Асафьев. Куковала кукушка
С. С. Прокофьев. Легенда
С. Я. Вольфензон. Испанский танец
В. В. Желобинский. Песня
В. О. Фадеев. Фейерверк
В. В. Плешак. В лесу
В. В. Плешак. Этюд (Игра в пятнашки)
Г. О. Корчмар. Три настроения
С. Н. Поддубный. Посвящение
С. Н. Поддубный. Миниатюрный танец
С. Н. Поддубный. Прелюдия
В. Е. Римша. Утро в монастыре

Редактор-составитель Сергей Николаевич Поддубный

В новом сборнике фортепианных пьес-миниатюр для музыкантов и любителей музыки разного возраста представлены незаслуженно забытые сочинения русских композиторов, звучащие, однако, удивительно оригинально и свежо и в наше время.
Надеюсь, что юные, молодые исполнители внимательно и серьезно вглядятся в новые опусы современных композиторов и найдут в них талантливые, интересные, «фантазийные» музыкальные зарисовки-картинки.
Успехов!

Екатерина Мурина,
народная артистка России,
профессор, зав. кафедрой специального фортепиано,
Санкт-Петербургской консерватории (академии),
лауреат всероссийских и международных конкурсов,
академик Петровской академии наук и искусств.

Краткость — сестра таланта.
Народная мудрость
Стремление к выражению своих мыслей в концентрированном виде, к отображению явлений внешнего и внутреннего мира методом «стоп-кадра» издавна волновало умы создателей музыки. Эта тенденция отчетливо просматривается в различных сферах композиторского творчества, весьма ярко она проявилась и в области фортепианной музыки. Несмотря на изначально запрограммированный скромный объем произведений, создаваемых в жанре фортепианной миниатюры, его тематика поразительно обширна и многообразна: это — зарисовки окружающей действительности, погружение в прошлые эпохи, обращение к миру сказки и фантазии, фиксация мельчайших движений человеческой души, опоэтизированная танцевальная и фольклорная стихия...
Жанр фортепианной миниатюры имеет давние и богатые традиции, восходящие к программному творчеству французских клавесинистов, к отточенным, прелюдийно-фугированного и танцевального склада клавирным пьесам И. С. Баха и его сыновей, к изящным, лаконичным опусам венских классиков, к лирическим шедеврам мендельсоновских «Песен без слов», к обаятельнейшим страницам шумановских циклов, к непревзойденным по психологической тонкости и музыкальной пластике шопеновским прелюдиям, вальсам, мазуркам, ноктюрнам, полонезам...
Формирование и развитие жанра фортепианной миниатюры в российской художественной жизни во многом было обусловлено накопленным к тому времени богатым опытом и высокими достижениями западноевропейского композиторского творчества в этой среде, в значительной степени влияющего на процесс становления отечественной музыкальной культуры. Однако буквально с момента своего зарождения на российской почве этот жанр обрел отличительные черты, связанные с национальным своеобразием, со спецификой творческого мышления отечественных авторов (эти особенности выявляются и в пьесах представляемого сборника). Жанр фортепианной миниатюры быстро стал в России очень популярным — его не обошел своим вниманием практически ни один выдающийся композитор ХIХ столетия. Плодотворное обращение к этому жанру характерно для огромного множества российских авторов и последующих периодов вплоть до сегодняшнего дня.
Таким образом, становится очевидно, что фортепианная миниатюра как особый жанр музыкального (в том числе и отечественного) творчества, пройдя длинный и блистательный путь, сохранила поистине неисчерпаемый потенциал для своего дальнейшего развития. Публикуемый сборник имеет свои особенности: в нем как бы пунктиром отмечены исторические вехи развития этого жанра в России и при этом явственно «высвечивается» глубокая преемственность творчества композиторов- классиков в произведениях авторов последующих поколений. В сборнике, за редким исключением, представлены сравнительно малоизвестные сочинения (при наличии значительного числа знаменитых имен), а большинство пьес современных авторов (исключительно петербургских) вообще публикуется впервые. Данный сборник преследует и важную практическую цель: ведь не является секретом тот факт, что в большинстве концертных программ довольно редко встречается
обращение к жанру отечественной фортепианной миниатюры, которому пианисты явно предпочитают исполнение произведений крупной формы. И в этом контексте представленный сборник, предлагая как классический, так и новый материал, быть может, в какой-то мере восполнит этот пробел.

Остается надеяться на то, что публикуемые произведения вызовут заинтересованное отношение в исполнительской и педагогической среде, а пьесы сборника, выйдя на концертную эстраду, завоюют симпатии главных ценителей — слушателей.

Григорий Корчмар,
председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга,
заслуженный деятель искусств Российской Федерации
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу