Инна Леонидовна
Member
- 16 Июл 2022
- 192
- 0
Название: Самоучитель игры на мандолине и четырехструнной домре
Автор: Г. Михайлов
Год: 1957
Издательство: Музгиз
Книга содержит основные знания по устройству и хранению инструмента, включает основы музыкальной грамоты. Нотное приложение дает возможность на несложных примерах овладеть некоторыми практическими навыками.
скачать
УСТРОЙСТВО МАНДОЛИНЫ
Мандолина — музыкальный инструмент, наиболее сохранивший основные типичные признаки древнейшего струнного инструмента — лютни. Особенно широко лютневые инструменты были распространены в Европе в ХIV-ХV веках.
Несмотря на появление в дальнейшем более совершенных музыкальных инструментов (рояль, скрипка и др.), занявших главенствующее положение в мировой музыкальной культуре, все же мандолина наряду с гитарой и в наше время является наиболее популярным массовым инструментом во многих странах и, в частности, у нас, в Советском Союзе.
Мандолина состоит из следующих основных частей: овального кузова, составленного из мелких изогнутых дощечек (клёпки); деки — наложенной на кузов дощечки из ели с вырезанным на ней овальным отверстием (голосником), грифа — с врезанными в него металлическими пластинками ладами; головки с прикрепленным к ней механизмом (8 холков для настройки струн); подставки - устанавливаемой на деке между голосником и кнопками, вставленными в основание кузова; порожка с пропилами для струн, врезанного у соединения головки с грифом, и 8 струн (4 пары). Струны надеваются на кнопки, сделанными на концах петлями, пропускаются кад подставкой так, что-бы они опирались на нее, а верхними концами продеваются в отверстия валиков меха-
визма и хорошо закрепляются. При поворотах колка струна наматывается на валик, по-
лучает большее натяжение и ее звучание повышается. Все струны — стальные.
Парные струны объединяются одним названием: первая пара-— самые тонкие называются 1-й струной; вторая пара (потолще) 2-й струной, третья пара струн, обвитых тонкой канителью, — 3-й струной и, наконец, четвертая пара-самые толстые называются 4-й струной.
УСТРОЙСТВО ЧЕТЫРЕХСТРУННОЙ ДОМРЫ
Домра — старинный русский народный инструмент, известный в России в ХII-ХIII веков и особенно распространённый в ХVI-ХVII веках. В 1551 году начались церковные гонения на народные музыкальные инструменты, что привело к временному упадку игры на домре.
В конце ХХ века петербургский музыкант В. В. Андреев восстановил и усовершенствовал старинные русские народные инструменты — балалайку и домру, установив для них определённый, квартовый строй, а в начале ХХ века московский музыкант Г.П. Любимов реконструировал домру, добавив 4-ю струну и изменив ее строй на квинтовый, что значительно расширило ее диапазон.
В настоящее время существуют и используются как в музыкальной самодеятельности, так и в профессиональных оркестрах оба вида домр: четырехструнные (квинтовые) и трёхструнные (квартовые).
Основные части домры имеют те же названия, что и у мандолины, но внешний вид домры несколько иной (см. рисунок).
Дека и кузов четырехструнной домры имеют не овальную, а почти круглую форму.
Корпус (кузов) построен из более широких клёпок —обычно из семи. Голосник очень небольшой, круглый, иногда окружённый шестью добавочными маленькими резонаторными отверстиями. Головка с завитком скрипичного типа имеет 4 колка. В верхней части корпуса— фигурный навесной панцырь, предохраняющий деку от царапания медиатором.
ХРАНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА
В целях лучшей сохранности музыкального инструмента бережно и аккуратно обращаться с ним. Не следует держать его в сыром или в слишком сухом помещении. От сырости инструмент расклеивается, звучание его ухудшается, струны ржавеют.
При хранении вблизи отопления или под длительным воздействием солнечных лучей музыкальный инструмент рассыхается, появляются трещины на деке и кузове.
При игре на инструменте руки должны быть чистыми и сухими. От пота и грязи струны ржавеют, теряя правильность и чистоту звучания.
После игры нужно протирать струны и триф чистой сухой тряпочкой или замшей.
Для лучшей сохранности инструмент следует держать в матерчатом, достаточно плотном чехле, а еще лучше- в специальном футляре. Чехол нетрудно сшить самому из брезента с мягкой (байковой или фланелевой) внутренней подкладкой.
Автор: Г. Михайлов
Год: 1957
Издательство: Музгиз
Книга содержит основные знания по устройству и хранению инструмента, включает основы музыкальной грамоты. Нотное приложение дает возможность на несложных примерах овладеть некоторыми практическими навыками.
скачать
УСТРОЙСТВО МАНДОЛИНЫ
Мандолина — музыкальный инструмент, наиболее сохранивший основные типичные признаки древнейшего струнного инструмента — лютни. Особенно широко лютневые инструменты были распространены в Европе в ХIV-ХV веках.
Несмотря на появление в дальнейшем более совершенных музыкальных инструментов (рояль, скрипка и др.), занявших главенствующее положение в мировой музыкальной культуре, все же мандолина наряду с гитарой и в наше время является наиболее популярным массовым инструментом во многих странах и, в частности, у нас, в Советском Союзе.
Мандолина состоит из следующих основных частей: овального кузова, составленного из мелких изогнутых дощечек (клёпки); деки — наложенной на кузов дощечки из ели с вырезанным на ней овальным отверстием (голосником), грифа — с врезанными в него металлическими пластинками ладами; головки с прикрепленным к ней механизмом (8 холков для настройки струн); подставки - устанавливаемой на деке между голосником и кнопками, вставленными в основание кузова; порожка с пропилами для струн, врезанного у соединения головки с грифом, и 8 струн (4 пары). Струны надеваются на кнопки, сделанными на концах петлями, пропускаются кад подставкой так, что-бы они опирались на нее, а верхними концами продеваются в отверстия валиков меха-
визма и хорошо закрепляются. При поворотах колка струна наматывается на валик, по-
лучает большее натяжение и ее звучание повышается. Все струны — стальные.
Парные струны объединяются одним названием: первая пара-— самые тонкие называются 1-й струной; вторая пара (потолще) 2-й струной, третья пара струн, обвитых тонкой канителью, — 3-й струной и, наконец, четвертая пара-самые толстые называются 4-й струной.
УСТРОЙСТВО ЧЕТЫРЕХСТРУННОЙ ДОМРЫ
Домра — старинный русский народный инструмент, известный в России в ХII-ХIII веков и особенно распространённый в ХVI-ХVII веках. В 1551 году начались церковные гонения на народные музыкальные инструменты, что привело к временному упадку игры на домре.
В конце ХХ века петербургский музыкант В. В. Андреев восстановил и усовершенствовал старинные русские народные инструменты — балалайку и домру, установив для них определённый, квартовый строй, а в начале ХХ века московский музыкант Г.П. Любимов реконструировал домру, добавив 4-ю струну и изменив ее строй на квинтовый, что значительно расширило ее диапазон.
В настоящее время существуют и используются как в музыкальной самодеятельности, так и в профессиональных оркестрах оба вида домр: четырехструнные (квинтовые) и трёхструнные (квартовые).
Основные части домры имеют те же названия, что и у мандолины, но внешний вид домры несколько иной (см. рисунок).
Дека и кузов четырехструнной домры имеют не овальную, а почти круглую форму.
Корпус (кузов) построен из более широких клёпок —обычно из семи. Голосник очень небольшой, круглый, иногда окружённый шестью добавочными маленькими резонаторными отверстиями. Головка с завитком скрипичного типа имеет 4 колка. В верхней части корпуса— фигурный навесной панцырь, предохраняющий деку от царапания медиатором.
ХРАНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА
В целях лучшей сохранности музыкального инструмента бережно и аккуратно обращаться с ним. Не следует держать его в сыром или в слишком сухом помещении. От сырости инструмент расклеивается, звучание его ухудшается, струны ржавеют.
При хранении вблизи отопления или под длительным воздействием солнечных лучей музыкальный инструмент рассыхается, появляются трещины на деке и кузове.
При игре на инструменте руки должны быть чистыми и сухими. От пота и грязи струны ржавеют, теряя правильность и чистоту звучания.
После игры нужно протирать струны и триф чистой сухой тряпочкой или замшей.
Для лучшей сохранности инструмент следует держать в матерчатом, достаточно плотном чехле, а еще лучше- в специальном футляре. Чехол нетрудно сшить самому из брезента с мягкой (байковой или фланелевой) внутренней подкладкой.
Последнее редактирование модератором: