Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Школа игры на выборном баяне. Чапкий

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4
Школа игры на выборном баяне
Автор: С. Чапкий



Год: 1978

Издательство: Музична Украiна


Предлагаемая "Школа игры на выборном баяне" является первой попыткой на Украине систематизировать и обобщить приобретенный опыт в деле обучения игре на этом инструменте. "Школа…" будет полезной педагогам, которые работают в музыкальных учебных заведениях и может быть использована музыкантами-любителями для самообучения.
«Школа игры на выборном баяне» содержит:
1) систематизированный учебный материал в объеме программы детских музыкальных школ;
2) произведения, написанные специально для выборного баяна, переложения лучших произведений отечественной и зарубежной классической и современной музыки, а также обработки народных песен и танцев.

Скачать
 

Вложения

  • Школа игры на выборном баяне.pdf
    7.5 MB · Просмотры: 23
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
М

Мария

Member
27 Май 2022
285
9
ОТ АВТОРА

Современный баян имеет свою историю. Ему
предшествовала губная гармоника. В России их
изготовляли тульские мастера еще в 30—40-е годы
19 столетия.
В 50-е годы того же столетия появилась ручная гармоника, сконструированная
тульским оружейным мастером Сизовым. Инструмент
с диатоническим (расположенный в порядке интервалов нормального звукоряда)
звукорядом получил название «тульская однорядная гармоника с русским
строем». Вскоре она распространилась, приобретая
название той местности, где производилась.
Появились «ливенские», «вятские», «саратовские», «череповецкие», «касимовские»,
«сибирские» и другие (одно-, двух- и трехрядные) гармоники.

Инструмент с полным хроматическим звукорядом, усовершенствованный русским мастером
Н. И. Белобородовым, распространился в 1861—1862 годах. На таких гармониках играл первый
ансамбль гармонистов под его же руководством.

В конце ХХ столетия в Петербурге входит
в практику гармоника с двумя — правой и левой —
хроматическими клавиатурами. К сожалению, имя
мастера, создавшего его, и точная дата изготовления не сохранились.
Д. И. Наумов был одним изпервых исполнителей на инструменте с двумя
хроматическими клавиатурами, известном в наше время как выборный баян.
Инструмент с полным хроматическим в правой клавиатуре и с басовым
хроматическим рядами, трезвучиями и септаккордами
всех ступеней — в левой — это баян с готовыми
аккордами, или готовый. С начала нашего века популярность последнего росла. Этому способствовали
выдающиеся отечественные мастера: Я. Бобок,
Ф. Васин, А. Глаголев, К., Мищенко, А, Моторин,
А. Чулков и др.

До Великой Октябрьской социалистической революции в
нашей стране о профессиональном обучении игре на баяне и об исполнительстве не могло
быть и речи. Баяны и гармоники были атрибутами,
главным образом, самоучек — любителей музыки,

С первых лет Советской власти искусство гармонистов наполнилось новым содержанием, найдя
широкое применение в агитационной и культурно-просветительской работе. В 20-е годы комсомол
активно использовал гармонь в своей практике. Лозунг:
«Гармонику — на службу советской общественности!» — вошел в быт.
На первом московском губернском конкурсе гармонистов в 1926 году в своем
вступительном слове нарком просвещения А. В. Луначарский сказал:

«В этом небольшом ящичке, в гармонике, таится богатство музыки.
Здесь и широчайшая удаль, и размах жизненной энергии,
танцевальной, плясовой, здесь возможности самого
подлинного выражения своей тоски, выражение отваги, с которой человек идет, рискуя своей жизнью,
для завоевания лучшего будущего. Все это спит
в гармонике, но может и должно быть разбужено» '.

В начале 30-х годов было введено обучение игре
на баяне во многих музыкальных учебных заведениях страны. Постепенно совершенствовалась конструкция гармоний и развивалось их промышленное производство, росло мастерство педагогов-баянистов

ТА. В. Луначарский, В мире музыки. М., «Советский
композитор», 1958, с. 383,
 

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу