Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сказки о музыкальных инструментах. Учебное пособие. Тимофеева

Вера Романовна

Вера Романовна

Member
14 Июл 2022
493
11
Название: Сказки о музыкальных инструментах. Учебное пособие.

Автор: Тимофеева Ольга Евгеньевна



Скачать

Издательство: Композитор, г. Санкт-Петербург

Год издания: 2010


Наверное, все взрослые знают, что «волшебные слова» зачина сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве...» - мгновенно привлекают внимание ребенка. Тут же исчезают рассеянность, проблемы с дисциплиной, темы урока лучше запоминаются, поддерживается длительный интерес. Думаю, нет ни одного учителя, ни одного родителя, который хоть раз в жизни не сочинил бы сказку для своих детей.

Вот и мне приходилось сочинять их не только для уроков, но и для спокойного досуга во время гастрольных поездок или длительного ожидания выхода на сцену коллектива хора мальчиков и юношей Красноярской филармонии «Каприччио». Первые сказки, исполненные публично, появились в начале 2000-х годов при поддержке органистки, заслуженной артистки России Л. Камелиной и заслуженного артиста России Ю. Мосова. Цикл концертов «Сказки дедушки Органа» прошел во многих органных городах Сибири и Поволжья. Потом сказки неоднократно читались на уроках слушания музыки и музыкальной литературы.

Затем для дошкольников появились сказки, посвященные музыкальным инструментам, на которых можно научиться играть в детской музыкальной школе. Сказка, иллюстрируемая музыкой, помогает детям воспринимать довольно длинные музыкальные номера, переживать сложные сочинения современных композиторов. В сюжеты сказок вписаны сведения об устройстве инструментов, о приемах игры на них.

Скачать

В тексте встречаются отступления — вопросы, стихи, загадки, которые можно выучить
с детьми. В конце каждой сказки дети найдут «портреты» и «автобиографии» инструментов,
проверочные и творческие задания, родители смогут ознакомиться с информацией о художе-
ственных и технических возможностях инструментов. Сказки можно читать с детьми дома,
в таком случае прослушивания музыкальных произведений, записанных на СО, помогут ребен-
ку запомнить тембры музыкальных инструментов, глубже почувствовать переживания героев
сказки. Порядок слушания музыкальных фрагментов указан в тексте.

Если текст используется как основа сценария концерта, то желательно подключить малень-
кого слушателя к исполнению сказки. Большой интерес вызывают сборка и настройка инстру-
ментов в начале концерта, а в завершении его — разбор по частям. Оживляют внимание вы-
полнения первых заданий по игре на инструменте. Например, в завершении сказки об ударных
инструментах у выхода устанавливались два барабана, и дети, прощаясь, выстукивали на них
заданный ритм. В концерте, посвященном скрипке и виолончели, после показа их разновидно-
стей (четвертинок и половинок) приглашенным на сцену детям было предложено сыграть пиц-
цикато, провести по струнам смычком, изображая гнев, ласку и т, д.

Помимо сказок, представленных в сборнике, другие истории прозвучали в цикле концертов
в ДМШ № 34 Санкт-Петербурга. Это «Волшебная флейта и ее друзья» (о деревянных духовых
инструментах), «Гитара в гостях у музыкальных фиалок» (о скрипке и виолончели), «Один за всех»
(о синтезаторе), «Кто хозяин в Органном зале?» (фортепиано, клавесин, орган), «Пестрые стра-
нички» (инструменты в ансамблях и оркестрах). Сказки о музыкальных инструментах могут быть
сценарием концертов, рассказов учителя на уроках или совместного чтения и прослушивания
музыкальных произведений родителей с детьми.

Автор приносит благодарность за появление на свет «Сказок» моим вдохновителям —
О. А. Геталовой и С.Е. Лыкову, моим ученикам, а также директору ДМШ № 34, заслуженному ра-
ботнику культуры В. Г. Бондареву.
От автора

Здравствуй, малыш! Впрочем, вряд ли ты мальит, ведь пришло время твоей учебы.
Будет очень хорошо, если музыка будет сопровождать тебя всю жизнь, в радостные и
горькие минуты жизни. Мне всегда грустно, ссли кто-то из взрослых рассказываст, что
после окончания музыкальной школы навсегда убрал свой инструмент в самый дальний
угол и забыл о нем. Значит, в детстве он не сумел найти инструмент, который стал бы
его другом.

Давай мы с тобой попытаемся избежать такой ошибки и сначала познакомимся
с разными музыкальными инструментами, чтобы ты мот сравнивать их, прислупаться
к своему сердцу: что больше всего тебе нравится? Тебе нужно прослугать сказки, записи,
внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы. Если ты послушаешь эти
инструменты в концертном зале в живом исполнении, то тогла и станет понятно, кто
из них тебе больше всего нравится, кого из них можно выбрать для своих занятий.

Первая встреча посвящена ударным инсгрументам. Уже из названия ясно, что это
инструменты, звук из которых извлекается с помошью удара.

Никго не спорит, что ударные инструменты — самые древние инструменты на Земле.
Возможно, первобытный человек впервые стукнул камнем о камень, палкой о палку,
костью о кость, а может быть, хлопал в ладоши и топал ногами. Такие виды ударных
существуют до сих пор у многих народов АЛЯ ТАнцев и аккомпанемента пению. Улар-
ные — это ритм, а Ритм — это пульс жизни, работы, смены дня и ночи, биения сердца,

движения небесных тел и еще много-много чего. В школе учат играть на разных ударных
инструментах: на тсх, устройство которых складывалось долгос время, многими ноко-
лениями музыкальных мастеров. На них учатся играть с первого класса и до выпуска
из школы. Другие инструменты, которые проще по строению, осваиваются быстрее, пря-
мо на репетициях школьного оркестра.


Скачать
 
Последнее редактирование:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу
Ответить