Славься Русь – Отчизна моя!
Подготовительная к школе группа
Автор: И. Ожегова
Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России и истории родного края.
Скачать сценарий
Зал украшен воздушными шарами в цвета Российского флага, флагами России и Амурской области, символом России — берёзкой. Звучит песня «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского) в исполнении Марка Бернеса.
Дети в русских народных костюмах заходят в зал и садятся полукругом на стульчики, лицом к центральной стене.
Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Завтра, 4 ноября, вся Россия будет отмечать День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.
Ребята, как вы понимаете, что такое единение?
Дети: Единение — это когда все люди вместе.
Ведущая: А кто такие патриоты?
Дети: Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту.
Стихотворение «День народного единства» Н. Майданик
Ребёнок 1:
С историей не спорят, с историей живут,
Она объединяет на подвиг и на труд.
Ребёнок 2:
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд.
Ребёнок 3:
Врага он побеждает, встав, как один, на бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
Ребёнок 4:
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой.
Ведущая:
О, Россия! С нелёгкой судьбою страна…
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу —
Без тебя, как без сердца, прожить не смогу…
(Ю. Друнина)
Исполнение песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой)
Ведущая: Ребята, любовь к России у каждого из нас начинается с любви к местам, где ты родился и живёшь.
Если скажут слово «Родина» — сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот,
У реки — берёзка-скромница и ромашковый бугор.
Или степь от маков красная, золотая целина..
Родина бывает разная, но у всех она одна!
(З. Александрова)
Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Ведущая: А как называется столица? Как называется наше село?
Звучит русская народная мелодия (дудка-пыжатка) в исполнении ансамбля старинной русской музыки «Русичи». В зал заходят Алёна и Кузьма в русских народных костюмах.
Алёна: Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.
Кузьма: Но вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.
Алёна: А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом — царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.
Кузьма: Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской — везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!
Алёна: Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.
Кузьма: Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.
Алёна и Кузьма показывают картину «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» («Воззвание Минина») К. Маковского. Дети обсуждают увиденное.
Алёна: Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное — найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском — о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.
Кузьма: Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.
Выходят мальчики-богатыри и рассказывают про богатырские доспехи.
Богатырь 1: Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.
Богатырь 2: Шлем — старинный металлический защитный воинский головной убор.
Богатырь 3: Меч — старинное холодное оружие с длинным прямым клинком.
Богатыри садятся на место.
Алёна: А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!
Кузьма: И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон) Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.
Исполнение песни «Богатырская наша сила» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) в исполнении группы Стаса Намина.
Алёна: Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской.
Звучит фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев,
но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.
Выходят шестеро детей и читают стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской. Дети (по очереди).
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём: «Гражданину Минину
И князю Пожарскому - Благодарная Россия».
От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.
Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:
«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Ожидают впереди!»
Кузьма: Вот мы и рассказали вам, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника — День Единения России.
Ребята, так кто же такой патриот?
Дети: Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.
Кузьма: Кто прославил землю Нижегородскую?
Дети: Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.
Кузьма: Что помогло победить врага?
Дети: Единение народа.
Ведущая: А сейчас я предлагаю вам, Алёна, Кузьма, нашим гостям, всем ребятам встать и взяться крепко за руки.
Все встают и берутся за руки.
Ведущая: Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю. И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы — единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество — Россия.
Ведущая читает стихотворение, а все остальные подхватывают хорам его «ключевые слова» .
Стихотворение «Главное — вместе»
Ведущая:
Главное – вместе, Главное – дружно!
Главное – с сердцем горячим в груди!
Нам равнодушных не нужно? Не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Все садятся.
Ведущая: Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков.
Стихотворение «Я и Мы» В. Орлова
Ребёнок 1:
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
Ребёнок 2:
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Ребёнок 3:
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы — семья, и мы — друзья.
Мы — народ, и мы — едины.
Вместе мы непобедимы.
Исполнение песни «Большой хоровод»
Ведущая: Россия — как из песни слово. Берёзок юная листва. Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
Алёна: Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.
Кузьма: Люблю, всем сердцем понимаю степей таинственную грусть. Люблю всё то, что называют одним широким словом — Русь.
Ведущая: Дорогие друзья! Наш праздник заканчивается.
Алёна: Мы желаем вам мира, добра и благополучия.
Кузьма: Ещё раз с праздником вас — Днём народного единства!
Алёна и Кузьма вручают детям подарки (маленькие флажки — копии Российского флага), кланяются, прощаются с детьми и под звучание русской народной мелодии (гусли и гудок) в исполнении ансамбля старинной русской музыки «Русичи» уходят из зала.
Дети уходят из зала под песню «О Родине, только о Родине» (муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Гамзатова) в исполнении Большого детского хора под управлением В. Попова.
Подготовительная к школе группа
Автор: И. Ожегова
Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России и истории родного края.

Ход мероприятия
Зал украшен воздушными шарами в цвета Российского флага, флагами России и Амурской области, символом России — берёзкой. Звучит песня «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского) в исполнении Марка Бернеса.
Дети в русских народных костюмах заходят в зал и садятся полукругом на стульчики, лицом к центральной стене.
Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Завтра, 4 ноября, вся Россия будет отмечать День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.
Ребята, как вы понимаете, что такое единение?
Дети: Единение — это когда все люди вместе.
Ведущая: А кто такие патриоты?
Дети: Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту.
Стихотворение «День народного единства» Н. Майданик
Ребёнок 1:
С историей не спорят, с историей живут,
Она объединяет на подвиг и на труд.
Ребёнок 2:
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд.
Ребёнок 3:
Врага он побеждает, встав, как один, на бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
Ребёнок 4:
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой.
Ведущая:
О, Россия! С нелёгкой судьбою страна…
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу —
Без тебя, как без сердца, прожить не смогу…
(Ю. Друнина)
Исполнение песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой)
Ведущая: Ребята, любовь к России у каждого из нас начинается с любви к местам, где ты родился и живёшь.
Если скажут слово «Родина» — сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот,
У реки — берёзка-скромница и ромашковый бугор.
Или степь от маков красная, золотая целина..
Родина бывает разная, но у всех она одна!
(З. Александрова)
Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Ведущая: А как называется столица? Как называется наше село?
Звучит русская народная мелодия (дудка-пыжатка) в исполнении ансамбля старинной русской музыки «Русичи». В зал заходят Алёна и Кузьма в русских народных костюмах.
Алёна: Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.
Кузьма: Но вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.
Алёна: А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом — царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.
Кузьма: Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской — везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!
Алёна: Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.
Кузьма: Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.
Алёна и Кузьма показывают картину «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» («Воззвание Минина») К. Маковского. Дети обсуждают увиденное.
Алёна: Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное — найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском — о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.
Кузьма: Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.
Выходят мальчики-богатыри и рассказывают про богатырские доспехи.
Богатырь 1: Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.
Богатырь 2: Шлем — старинный металлический защитный воинский головной убор.
Богатырь 3: Меч — старинное холодное оружие с длинным прямым клинком.
Богатыри садятся на место.
Алёна: А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!
Кузьма: И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон) Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.
Исполнение песни «Богатырская наша сила» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) в исполнении группы Стаса Намина.
Алёна: Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской.
Звучит фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев,
но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.
Выходят шестеро детей и читают стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской. Дети (по очереди).
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём: «Гражданину Минину
И князю Пожарскому - Благодарная Россия».
От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.
Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:
«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Ожидают впереди!»
Кузьма: Вот мы и рассказали вам, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника — День Единения России.
Ребята, так кто же такой патриот?
Дети: Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.
Кузьма: Кто прославил землю Нижегородскую?
Дети: Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.
Кузьма: Что помогло победить врага?
Дети: Единение народа.
Ведущая: А сейчас я предлагаю вам, Алёна, Кузьма, нашим гостям, всем ребятам встать и взяться крепко за руки.
Все встают и берутся за руки.
Ведущая: Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю. И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы — единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество — Россия.
Ведущая читает стихотворение, а все остальные подхватывают хорам его «ключевые слова» .
Стихотворение «Главное — вместе»
Ведущая:
Главное – вместе, Главное – дружно!
Главное – с сердцем горячим в груди!
Нам равнодушных не нужно? Не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Все садятся.
Ведущая: Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков.
Стихотворение «Я и Мы» В. Орлова
Ребёнок 1:
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
Ребёнок 2:
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Ребёнок 3:
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы — семья, и мы — друзья.
Мы — народ, и мы — едины.
Вместе мы непобедимы.
Исполнение песни «Большой хоровод»
Ведущая: Россия — как из песни слово. Берёзок юная листва. Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
Алёна: Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.
Кузьма: Люблю, всем сердцем понимаю степей таинственную грусть. Люблю всё то, что называют одним широким словом — Русь.
Ведущая: Дорогие друзья! Наш праздник заканчивается.
Алёна: Мы желаем вам мира, добра и благополучия.
Кузьма: Ещё раз с праздником вас — Днём народного единства!
Алёна и Кузьма вручают детям подарки (маленькие флажки — копии Российского флага), кланяются, прощаются с детьми и под звучание русской народной мелодии (гусли и гудок) в исполнении ансамбля старинной русской музыки «Русичи» уходят из зала.
Дети уходят из зала под песню «О Родине, только о Родине» (муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Гамзатова) в исполнении Большого детского хора под управлением В. Попова.