Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сольфеджио. 1 класс. Пятилетний курс обучения. Варламова, Семченко

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4
Авторы: Варламова Алла Аркадьевна, Семченко Лариса Викторовна
 1

Скачать



Издательство: Владос, г. Москва
Год издания: 2003

Учебное пособие организовано по тематическому принципу: включает теоретический материал 16 тем, упражнения и задания. В приложении даны песни для исполнения с аккомпанементом педагога, ритмические упражнения, произведения для слухового анализа.

Адресовано учащимся 1 классов детских музыкальных школ и школ искусств, занимающимся по пятилетней программе обучения. Может применяться на занятиях с учащимися 1 классов, занимающимися по семилетней программе обучения.

Скачать


ОТ АВТОРОВ

Данный учебник предназначен для учеников детских музыкальных школ и школ искусств всех специальностей, занимающикся по пятилетней программе.

Учебник организован по тематическому принципу. Материал каждой темы включает: теоретические сведения (минимальные по объему и изложенные доступным детям языком), интонационные и ритмические упражнения, мелодии для
сольфеджирования в классе и домашнего разучивания, разнообразные творческие задания (сочинение мелодий на заданный
ритм, текст; досочиненные построений; подбор баса, второго голоса). В конце каждой темы есть задания на дом, направленные на повторение и закрепление пройденного на уроке.

Объем музыкального материала внутри тематических разделов достаточно большой, предусматривает творческую свободу педагога, который, ориентируясь на уровень группы, может выбрать соответствующие номера и задания.

В конце учебника дается Приложение, которое состоит из
нескольких разделов:

» Песни для исполнения с аккомпанементом педагога (соответствуют программе 1 класса);

ритмические партитуры;
музыка для прослушивания, устного анализа.

В учебнике 16 тем, рассчитанных на 34 учебные недели. Авторы старались дать теоретические знания в постепенном накоплении и при этом логически провести определенные формы
работы через весь учебник (ритмические упражнения, анализ
элементов музыкальной формы, творческие задания).

С учащимися, окончившими подготовительное отделение, педагог может начинать занятия с темы 3.

Тема 1 (отводится 2 урока).

Педагог знакомит учеников с пульсацией долей, двух-трех-дольным метром на материале слуховых упражнений; с ритмическими рисунками, включающими четверти, восьмые; с клавиатурой фортепиано, регистрами, скрипичным и басовым ключами, нотами. К, осмыслению понятий метра и ритма следует подводить детей через знакомые им ощущения движений, декламацию стихов и пропевание небольших попевок.

Тема 2 (1 урок).

Эта тема — продолжение темы 1. Новые элементы — постепенное движение вверх и вниз от разных нот. Задача педагога — подготовить учеников к осознанию того, что Т ступень
{впоследствии тоника) может быть любой нотой. В этой теме
даются небольшие мелодии в разных тональностях, но без ключевых знаков.

Тема З (4 урока).

Все новые понятия темы раскрываются через музыкальный
материал. Мажор и минор сравниваются как звуковые краски
при исполнении педагогом фрагментов музыкальных произведений. На примере известной песни с четкой структурой педагог раскрывает понятие фразы — смыслового построения музыкальной речи (сравнивает со стихотворным текстом). Сопоставляя окончания фраз, можно подвести детей к осознанию и
ощущению устойчивости и неустойчивости.

В этой теме даны примеры для допевания до тоники (разные
по ладу и высоте).

На освоение До мажора отводится два занятия.

В последнем разделе темы педагог знакомит учащихся с понятием разрешения, вводными ступенями, с движением мелодии по звукам трезвучия, соскачками (У-Ш; У-1).

Темы 1, 7, 11 (отводится по одному уроку).
Данные темы посвящаются изучению размеров я, $. д и
освоению схем дирижирования. Кроме того, учащиеся знакомятся с новыми длительностями ( 1. о } и паузами.

Тема 5 (отводится один урок).

В этой теме даются понятия тона и полутона, диеза, бемоля
и бекара. На примере изученного ранее До мажора выводится
формула строения мажорного лада.

Темы 6, 10, 12, 15 (отводится по 2 урока).

В данных темах учащиеся знакомятся с новыми тональностями (с одним и двумя ключевыми знаками) и прорабатывают на их материале пройденные ранее понятия, теоретические сведения.

Тема 8 (1 урок).

Тема 9 (2 урока).

В этой теме вводится понятие доминанты — как имени У ступени. Задача педагога — показать окраску доминанты, ее тяготение к тонике. В творческих заданиях появляется подбор баса
(Т-О) по цифровке и по слуху.

После того как тема будет усвоена, можно дать контрольный
урок, завершающий полугодие.

В0055С
Тема 13 (отводится 2 урока).

Приведенный в теме музыкальный материал и разнообразные задания помогут учащимся освоить ритмические рисунки
с группой из четырех шестнадцатых (РУ).

Тема 14 (6-7 уроков).

Скачать

 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу