Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сольфеджио для 2-го класса ДМШ. Методическое пособие. Барабошкина

Вера Романовна

Вера Романовна

Member
14 Июл 2022
493
9
Название: Сольфеджио для 2-го класса ДМШ. Методическое пособие.

Автор: Барабошкина Антонина Васильевна

  2


Скачать

Издательство: Москва, "Музыка"

Год издания: 1977


Сольфеджио для второго класса ДМШ, так же как и соль-
феджио для первого класса, состоит из 1} учебника для
детей н 2) пособия для педагогов. В пособнн для педаго-
гов помещен музыкальный материал, подготавливающий
слух к усвоению очередного задания, к выработке определен-
ных слуховых навыков. Затем эти навыки закрепляются по
учебнику. В зависимости от степени одаренности детей музы:
кальный материал может быть использован полностью либо
частично. Ряд песен исполняется в течение года, обогащая
музыкальный опыт ученика, воспитывая у него исполнитель-
ские навыки. Остальные песни являются слуховыми упражне-
ниями и поются на одном-двух уроках.

Чтобы помочь педагогу согласовать музыкальный матери-
ал обеих книг, составлены примерные поурочные планы с
учетом распределения материала на тридцать уроков — по
одному уроку в неделю продолжительностью полтора акаде-
мических часа (один астрономический час и десять минут).
Но если есть возможность, то во втором классе, так же как
и в первом, полезней разделить положенное по учебному пла-
ну время на два урока ио тридцать пять — сорок минут,

Не рекомендуется неравномерное распределение уроков —
по два сорокапятиминутных урока в неделю в первом полу-
годни и одному уроку в неделю во втором полугодии. При
таком расписании нарушается стереотип времени и учебной
нагрузки, что отрицательно влияет на успеваемость учеников.

Поурочный план ‘не является днрективой. Педагог может
заменить один материал другим, сократить количество пе-
сен, если навык укреплен. Наличне поурочного плана не осво-
бождает педагога от специальной подготовки к уроку в дан-
ной конкретной группе учеников.

Учитывая, что во втором классе будут учиться в основ-
ном дети восьми-девяти лет, у которых внимание не может
быть длительное время сосредоточено ва каком-либо одном
виде работы, рекомендуется при проверке домашчнего зада-

2—7 3
ния, пении с листа различных упражнений спрашивать не
более тоех-четырех учеников на каждом уроке. При индиви-
дуальных ответах педагог должен следить за тем, чтобы вся
группа активно слушала ответ товарища и была готова то
же задание выполнить коллективно. Каждый пример для пе-
ния с листа, каждая песня, данная в качестве домашнего за-
дания, должны исполняться как одним учеником, так и хо-
ром. При такой проверке у детей не будет ощущения, что у
них не проверили домашнее задание.

Если в качестве домашнего задания дана песня с сопро-
вождением или подбор аккомпанемента к песне, то вызыва-
ются преимущественно ученики, обучающиеся на фортепнано
и аккордеоне. Скрипачи и виолончелисты могут только петь
мелодию. К концу года можно спрашивать аккомпанемент и
у. оркестрантов, учитывая, что по учебному плану вводится
общий курс фортепиано. Полезно держать связь с педагогом
общего курса фортепнано, с тем чтобы аккомпанемент выучи-
вался на уроке фортепиано.

В учебнике даны две песни, к которым ученики должны
самостоятельно подобрать аккомпанемент. В песне 12 — «Пе-
сенка окворцов» Е. Тиличеевой — педагог в классе играет ме-
лодию вместе с басовым голосом (отдельными звуками ма-
лой октавы, взятыми на сильных долях такта). Домашнее
задание будет выполнено, еслн ученик правой рукой играет
мелодию, а левой — аккомпанемент и одновременно поет пес-
ню со словами. К песне 43 — «Кукушка» — аккорды аккомпа-
немента играются двумя руками, одновременно песня поет-
ся со словами.

Почти в каждом домашнем задании есть новая песня с
текстом или ‘несколько мелодий для сольфеджирования. Пе-
дагог может давать такие задания только в тех случаях, ко-
гда он уверен в том, что ученики справятся с ними самостоя-
тельно. Если же такой уверенности нет, рекомендуется все
заданное на дом предварительно спеть в классе.

При проверке домашнего задания необходимо настойчиво
требовать пения песен наизусть. Это заставит учеников за-
ниматься сольфеджио каждый день понемногу, так как в
один день трудно выучить песни наизусть. Только ежеднев-
ные занятия помогут развить музыкальный слух и память,
приобрести необходимые навыки сольфеджирования. Следует
также требовать от учеников свободного выразительного пе-
ния красивым звуком.

Степень усвоения каждого нового мелодического оборота
или ритмического рисунка проверяется пеннем с листа.

Подготовка слуха к осоэнанию каждого нового задания
проводится через слуховой анализ разучиваемых с пе-
дагогом песен или исполненных педагогом инструментальных

4
пьес, а также через пение и анализ песен, помещенных в
учебнике. При анализе педагогу рекомендуется назвать ком-
познтора и произведение или народную песню, проанализи-
ровать стихотворный текст, объяснить непонятные слова, об-
ратить внимание на старинные обороты речи в народных
песнях.

Если ученики правильно выполнили домашнее задание, в
котором им нужно приобрести новый навык, можно перехо-
дить к пению с листа. Прежде чем ученик начнет петь с лн-
ста, полезно проанализировать нотный текст. Ученик опреде-
ляет тональность и лад, размер, начало каждой фразы, сход-
ство и различие фраз, направление двнжения мелодни, осо-
бенности ритмического рисунка, и т. д. Предварительный ана-
лиз не только помогает правильно интонировать мелодию, но
и попутно заставляет повторять различные сведения из му-
зыкальной грамоты. Подробный анализ нотного текста спо-
собствует также получению правильных слуховых представ-
лений...


Скачать
 
Последнее редактирование:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Алёна Ивановна 165
Алина Дмитриевна 468
Алина Дмитриевна 642
Алина Дмитриевна 343
Любовь Васильевна 609
Любовь Васильевна 373
Любовь Васильевна 441
Инна Леонидовна 464
Инна Леонидовна 316
Инна Леонидовна 325

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу