Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сольфеджио для 6-го класса ДМШ. 1988 год. Калужская Т.А.

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
781
2

Калужская Т.А. Сольфеджио для 6-го класса ДМШ. 1988 год​

    6    1988  1


СКАЧАТЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ

Допущено Управлением учебных заведений

и научных учреждений Министерства культури СССР
в качестве учебно-методического пособия
для педагогов детских музыкальных школ


СКАЧАТЬ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для пе-
дагогов, ведущих курс сольфеджио в детских музыкальных школах.
Оно составляет приложение к учебнику «Сольфеджио для VI клас-
са ДМШ», который является непосредственным продолжением ра-
нее вышедших учебников Е. В. Давыдовой для IV и V классов.
Автор, много лет сотрудничавший с Е. В. Давыдовой и прини-
мавший участие в создании вышеуказанных учебников, в работе
над учебником VI класса придерживался тех же методических
принципов. Сохранена и сложившаяся форма его построения. Так,
весь материал делится на четыре раздела, согласно учебным чет-
вертям, а каждый раздел включает в себя несколько тем, в соот-
ветствии с программой.
Однако между выходом в свет учебников для V и VI классов
произошел довольно большой разрыв во времени, и это не могло
не сказаться на содержании нового учебника.
Прежде всего, в связи с постоянным ростом сети музыкальных
школ изменился контингент учащихся. Сейчас значительную часть
составляют дети со скромными музыкальными данными, позволяю-
щими им получить общее начальное музыкальное образование.
Поэтому основной задачей педагогов музыкальных школ является
приобщение учащихся к искусству, расширение их музыкального
кругозора, воспитание элементарных навыков игры на инструмен-
тах, пения, музицирования. '
В последние годы, отчасти в связи с реформой общеобразова-
тельной школы, вопрос о содержании работы в ДМШ встал осо-
бенно остро. Все чаще мы слышим и читаем высказывания о том,
что ДМШ не выполняет своей основной задачи и что одной из при-
чин этого является несовершенство существующих учебных про-
грамм и пособий. Это, естественно, относится и к предмету соль-
феджио.
В 1984 году вышла новая программа по сольфеджио для ДМШ.
При сохранении общего объема знаний она имеет по сравнению с
предыдущими гораздо большую практическую направленность. И
з
в этом плане уже упоминавшиеся учебники Е. В. Давыдовой вполне
ей соответствуют. Опыт работы последних лет показал, что они
во многом отвечают требованиям, предъявляемым к современному
учебнику сольфеджио. В них много полезных и интересных прак-
тических заданий, в том числе — творческих, много материала для
музицирования, подбора аккомпанемента, самостоятельного ана-
лиза и т. д. Однако содержащиеся в них музыкальные примеры
оказались для многих наших учащихся трудными, а некоторые тео-
ретические понятия и даже целые темы — преждевременными.
Поэтому перед автором учебника VI класса возникла зада-
ча— не нарушая принципов работы и не отступая от программы,
временно остановиться в продвижении и даже отойти немного на-
зад, повторить или заново пройти некоторые элементы.
В связи с этим представилось целесообразным поместить в
учебнике некоторые музыкальные примеры из учебников V и даже
IV классов, более соответствующие по трудности и программным
требованиям VI классу. Эти примеры автор счел возможным ис-
пользовать как в разделе «Повторение материала», гак и при про-
хождении новых тем, в различных формах работы.
Так, пример 316 («Песня без слов» Ф. Мендельсона) в учебнике
IV класса был дан для определения интервалов по нотному тек-
сту. В учебнике для VI класса, учитывая мелодические и ритми-
ческие особенности этого примера, он рекомендуется для соль-
феджирования (см. пример 198). Или пример 199 («Свадебная
песнь» М. Глинки) в учебнике V класса дается для определения
конечной тональности при модуляции. В VI классе он рекомендо-
ван для диктанта (см. пособие, пример 143) или пения с собствен-
ным аккомпанементом.
Такие примеры служат хорошим материалом для повторения и
закрепления пройденных элементов музыкального языка. Необхо-
димо только постоянно «нацеливать» учащихся на их определение
по слуху, в нотном тексте и т. д.
В учебнике использованы также наиболее яркие и характерные
примеры из других популярных сборников сольфеджио, но их срав-
нительно немного. Автор стремился обновить, «освежить» музы-
кальный материал за счет образцов русской народной музыки, со-
ветских песен, произведений классиков русской и зарубежной му-
зыки.
Приведенные нотные примеры предназначены для различных
форм работы. Здесь вокально-интонационные и ритмические уп-
ражнения, музыкальные примеры для сольфеджирования, разучи-
вания, транспонирования, анализа нотного текста, пения с собст-
венным аккомпанементом и т. д. Все они систематизированы
согласно тематическому содержанию курса сольфеджио в VI
классе.
Поскольку в музыке не так много образцов, где изучаемый на
данном этапе элемент встречается обособленно от других, в учеб-
нике и в учебно-методическом пособии имеются примеры, где на-
ряду с изучаемыми в настоящий момент мелодическими или ритми-
4
ческими оборотами попадаются и незнакомые, еще не пройденные,
более сложные. В этих случаях педагогу следует, в зависимости
от состава и подвинутости группы, либо рассказать об этих эле-
ментах, как бы предвосхищая их «официальное» прохождение, ли-
бо проработать пример, не фиксируя на этих элементах особого
внимания, сказав ученикам, что им предстоит познакомиться с ни-
ми позднее. Можно опустить и весь пример, если педагог считает
его трудным для группы.
Вообще, несмотря на строгую систематизацию музыкальных
примеров в учебнике, их не обязательно проходить подряд и пол-
ностью использовать. Педагог всегда имеет право выбрать наибо-
лее подходящие или привести свои.
Для укрепления межпредметных связей, более эффективного
развития у учащихся навыка чтения с листа, осмысления испол-
няемой музыки в учебнике помещено большое количество музы-
кальных примеров, заимствованных из педагогического репертуара
ДМШ, рассчитанных на исполнение (проигрывание на фортепиано)
самими учащимися. Большая роль в учебнике отводится также
примерам, предназначенным для исполнения на фортепиано педа-
гогами. Каждый новый прорабатываемый элемент, будь то мелоди-
ческий или ритмический оборот, интервал, аккорд, новый лад,
демонстрируется учащимся для начального ознакомления в
музыкальных произведениях (или отрывках), исполняемых педа-
гогом.
От качества исполнения во многом зависит острота восприятия
учащимися как отдельных элементов музыкального языка, так и
музыкальных произведений (отрывков) в целом. Здесь не мешает
напомнить, что педагогу сольфеджио необходимо хорошо владеть
инструментом, постоянно совершенствовать свое исполнительское
мастерство и обязательно хорошо выучивать дома все, что будет
исполняться в классе. Кроме того, он должен быть инициатором
всех творческих начинаний в классе, принимать активное участие
в музицировании, постоянно аккомпанировать учащимся по нотам
или импровизировать аккомпанемент по слуху. Все это требует от
педагога, особенно начинающего, систематической тренировки и
тщательной подготовки к каждому уроку.
Как и в учебнике V класса, в учебнике VI класса помещено
большое количество упражнений, рассчитанных как на классную,
так и на домашнюю работу учащихся. Это вокально-интонацион-
ные и ритмические упражнения; задания на построение или про-
игрывание на фортепиано интервалов и аккордов в пройденных
тональностях и от звука; транспонирование; определение пройден-
ных элементов музыкального языка в нотном тексте и т. д.
К сожалению, объем учебника не позволил более подробно
представить в нем творческие упражнения. Частично этот пробел
восполнен в недавно вышедшем пособии М. Калугиной и П. Ха-
лабуэарь «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио»
(М., 1987), где даны подробные рекомендации по подбору акком-
панемента и предлагается большой музыкальный материал.
5
Учебно-методическое пособие для педагогов, хотя и продолжает
традиции ранее вышедших пособий Е. В. Давыдовой, построено
несколько иначе.
Учитывая, что в предыдущем посрбии (Давыдова Е. Сольфед-
жио для 5-го класса ДМШ. Методическое пособие. М., 1981) были
даны подробные рекомендации, то есть фактически раскрыта ме-
тодика работы по сольфеджио в старших классах, автор настояще-
го пособия не счел целесообразным повторять основные ее положе-
ния, а ограничился краткими комментариями к каждому разделу
учебника.
Далее следует музыкальный материал для слухового анализа,
записи (диктанты), пения с аккомпанементом педагога. Количест-
венно здесь преобладают диктанты, так как материал для анализа
и пения с аккомпанементом имеется и в учебнике.
Классификация музыкальных примеров в пособии довольно
условна, так как часто один и тот же образец сочетает в себе раз-
ные изучаемые элементы (особенности формы, лада, мелодические
и ритмические обороты и т. д.) и разделить их не представляется
возможным. Как и в предыдущих пособиях, эти примеры отли-
чаются друг от друга не только по стилю, характеру, но и по труд-
ности, что дает возможность педагогу выбрать наиболее подходя-
щие для каждой группы.
Преобладающее большинство примеров взято из музыкальной
литературы, но некоторые упражнения (в частности диктанты)
заимствованы из существующих сборников или сочинены автором
пособия.
Поскольку программа по сольфеджио не предусматривает за-
писи двухголосных диктантов в VI классе, они не включены в по-
собие. Если же педагог считает возможным проводить эту форму
работы, то он может воспользоваться примерами, данными в посо-
бии для V класса, или любым другим сборником.
Это же относится к примерам для слухового анализа последова-
тельностей интервалов и аккордов (особенно модулирующих).
СКАЧАТЬ
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Алёна Ивановна 165
Алина Дмитриевна 468
Алина Дмитриевна 642
Алина Дмитриевна 343
Любовь Васильевна 609
Любовь Васильевна 373
Любовь Васильевна 441
Инна Леонидовна 464
Инна Леонидовна 316
Вера Романовна 356

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу