Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Советская музыкальная литература. Прохорова

Вера Романовна

Вера Романовна

Member
14 Июл 2022
493
9
Название: Советская музыкальная литература

Автор: Прохорова Ирина Александровна




Скачать

Издательство: Музыка, г. Москва

Год издания: 1964


Советская музыка с каждым годом завоевывает все большую популярность во всех странах мира. За сорок с лишним лет советские композиторы создали немало прекрасных произведений в самых различных жанрах: симфонии, кантаты, оратории, балеты, оперы, оперетты, музыку к кинофильмам и театральным пьесам, песни. Отличаясь характерными, только ей присущими особенностями, советская музыка, вместе с тем, тесно связана с традициями русской классической музыки, с достижениями выдающихся композиторов зарубежных стран. Советское музыкальное искусство стоит на позициях реализма. Отображая все важное и значительное в жизни народа, стремясь к общедоступности музыкального языка, советские музыканты остаются верными заветам высокой идейности искусства, его народности и демократизма.

Скачать

ХХИ съезд Коммунистической партии Советского Союза принял
`новую Программу, предусматривающую построение в нашей стране
коммунистического общества. В связи с этим перед советским наро-
дом встала задача, еще небывалая по грандиозности своих масшта-
бов, — стать народом высокой духовной культуры. Эта задача на-
столько огромна, что решить ее можно только общими силами. Но
главная ответственность в этом вопросе ложится, разумеется, на вос-
питательные учреждения и, прежде всего, на общеобразовательные
школы как начальную ступень в массовом образовании.

Чтобы развить у человека эстетические запросы, следует зани-
маться этим уже с детства. Как сказал на Третьем Всесоюзном съез-
де композиторов Д. Б. Кабалевский, «..самое важное в раннем воз-
расте не столько научить ребенка искусству, сколько вызвать к нему
интерес и любовь»! Эту ответственную задачу в массовом масштабе
и призваны воплотить в жизнь общеобразовательные школы нашей
страны. Интересующему нас музыкальному предмету отведена здесь
весьма значительная роль.

Как известно, музыкальное воспитание в школе осуществляется
главным образом на уроках пения, где дети знакомятся с основными
навыками хорового пения, теорией музыки и музыкальной литера-
турей.

Задача данной работы — оказать помощь учителям пения об-
щеобразовательных школ в проведении занятий по музыкальной ли-
тературе, в ее наиболее ответственном и сложном разделе—«Совет-
ская музыка». Трудности эти связаны прежде всего с отсутствием
учебных пособий по советской музыке для общеобразовательных
школ. Невелик еще, а в большинстве школ и совсем отсутствует не-
обходимый запас грампластинок и нот по советской музыке.

Во введении рассматриваются некоторые общие, методические во-
просы преподавания музыкальной литературы. В конце книги дано
нотное приложение и приведена программа по ‘советской музыкаль-
ной литературе для УП и У1Ш классов школы *.

' «Советская культура» от 31 марта 1962 года.
2 Уроки пения в УП-—УПГ классах. Д. Люкшин, Е. Давыдова, В. Шац-
кая. Методическое пособие для ‘учителей пения. Ленинград, 1962.
Введение факультативных занятий в старших классах вызвало не-
обходимость значительно расширить музыкальный материал пособия
по сравнению с обязательной программой'. Автором была учтена
также практика проведения в школах тематических концертов, посвя-
щенных творчеству того или иного композитора. И наконец, дополни-
тельный материал пособия даст возможность педагогу произвести в
некоторых случаях замену произведений, указанных в обязательной
программе.

Изложение основного матернала начинается с краткого обзора
характерных особенностей советской музыки. Такое введение, на наш
взгляд, необходимо, хотя в приведенной программе оно и не указано.
Вопросы, затронутые здесь, могут возникнуть у педагога и до прохо-
ждения курса советской музыки и при прохождении его. Тем более, что
с советскими песнями дети начинают систематически знакомиться с
ГУ класса школы. Последнее обстоятельство послужило одной из при-
чин написания раздела «Советская массовая песня», где для облегче-
ния ориентировки педагога материал расположен в исторической по-
следовательности.

Программа занятий по советской музыкальной литературе построе-
на в виде монографий. Она предусматривает знакомство с творчеством
ряда крупнейших советских композиторов: Р. М. Глиэра, С. С. Про-
кофьева, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского, А. И. Хачатуряна 2.
Монографическое построение программы будет воспринято учащимися
как привычное, как продолжение уже установившегося принципа пре-
подавания в младших классах. Каждая из тем по советской музыке
включает в себя ознакомление с биографическим материалом и разбор
произведений.

Знакомство учащихся с бнографией композитора способствует луч-
шему пониманию ими музыкального сочинения, Впечатление от про-
слушанного произведения будет острее и ярче, если за его названием
будет стоять определенный облик композитора. Знание биографии по-
могает уяснить идейное и художественное содержание произведения,
раскрывает неразрывную связь творчества композитора с окружаю-
щей его действительностью.

Изучение биографий преследует и воспитательные цели. Обрашая
особое внимание на общую направленность творчества композитора,
на его общественно-музыкальную деятельность, дела и заслуги пе-
ред государством, мы воспитываем в учащихся чувство любви и пре-
данности нашей Родине.

В пору формирования у детей мировоззрения и характера знаком-
ство с биографиями выдающихся советских композиторов поможет
им «наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои
убеждения, найти сзое призвание» 3.

Очень полезно привести высказывания самого композитора о его
творческом методе, об истории создания того или иного произведе-
ния ит. п. Не перегружая памяти учащихся большим количеством
цитат, важно отобрать наиболее яркие, типичные, характеризующие
творческий облик композитора.

1 Уроки пения с первого по восьмой классы школы входят в учебную сетку
часов.

2 Нам представляется необхолимым создание в ближайшее время учебного по-
собия более широкого типа, включающего также обзор творчества таких выдаю-
щихся советских композиторов, как Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Г. В. Сви-
ридов, кара Караев и др.


Скачать
 
Последнее редактирование:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу