Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. 1997 год
Скачать
Глава перваяНОТНОЕ ПИСЬМО.
РИТМ И МЕТР
$ 1. НАЗВАНИЯ ЗВУКОВ. КЛЮЧИ
Существует семь основных звуков: 00, ре, ми, фа, соль,
ля, си. Они соответствуют белым клавишам фортепиано.
Пять линий, на которых пишутся ноты, называются
нотным станом или нотоносцем. Нумерация ли-
ний — снизу вверх. Ноты могут располагаться на линиях и
между ними.
В начале нотного стана пишется ключ. От него зависит
место каждой ноты на нотном стане. Наиболее распростра-
ненные в настояшее время ключи: скрипичный, басовый,
альтовый и теноровый.
Скрипичный ключ (ключ Соль) обозначает. что на вто-
рой линии пишется нота соль первой октавы: ‘
- =
Басовый ключ (ключ Фа) обозначает, что на четвертой
линии пищется фа малой октавы: ее
Альтовый ключ (ключ До) обозначает, что на третьей ли-
нии пишется до первой октавы: ===
Теноровый ключ (ключ До) обозначает, что на четвертой
линии пишется до первой октавы: ю —^
—_
$ 2. ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ.
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ
Кроме основных существуют производные звуки. Они
образуются от повышения или понижения (альтерации)
основных. Знаки, указывающие на эти изменения, назы-
ваются знаками альтерации. Они пишутся следующим
образом:
диез (В) — повышение на полтона,
дубль-диез (<) — повышение на тон,
бемоль (Бы — — понижение на полтона,
дубль-бемоль(№) — понижение на тон,
бекар (1) — отказ от предыдущих знаков.
Знаки альтерации пишутся справа от ключа или перед
нотами. Знаки альтерации, написанные справа от ключа,
называются ключевыми и сохраняют действие до конца
произведения. Знаки альтерации, выставляемые перед нота-
ми, называются случайными и действуют на протяжении
данного такта в пределах одной. октавы.
Равенство звуков по высоте при различном их значении
и написании называется энгармонизмом звуков. На-
пример: си-диез энгармонически равен звуку до, фа-диез ра-
вен звуку соль-бемоль и т. д.
Кроме слоговых применяются буквенные обозначения
звуков, основанные на латинском алфавите:
св ра Е(е) ЕО С@®) да Н(@)
Ю
ре ми фа соль ЛЯ си.
Производные ступени обозначаются путем прибавления
к названию ноты слогов: 5 (диез), еб (бемоль), #55 (дубль-
диез), езеу (дубль-бемоль). Например:
5 (фа-диез), Ля (фа-дубль-днез),
Че; (ре-бемоль), 4е5е5 (ре-дубль-бемоль).
Исключения: си-бемоль обозначается буквой 6, ми-
бемоль — е5 (вместо еез), ля-бемоль обозначается а5 (вместо
ае5).
Для обозначения тональности нужно назвать ее 1 ступень
и лад. Например: С-4иг (до мажор), #-то|Н (соль минор),
Без-4иг (ре-бемоль мажор), 6-то| (си-бемоль минор).
$ 3. РИТМ. ДЛИТЕЛЬНОСТИ
Ритм — это соотнощение длительностей звуков в их по-
следовательности.
Длительность звука — время его звучания. В музыке су-
ществуют основные и произвольные длительности. Основ-
ные длительности звуков: целая, половина, четверть,
восьмая, шестнадцатая (и далее — путем четного де-
пения) 4
(Г) (ПР)
Целая нота содержит в себе: й а
311
РРР
..ПАРЗААЯЯ
Произвольные длительности образуются от условного
деления основных длительностей на любое количество рав-
ных частей, например:
триоль, образующаяся от деления основной длитель-
ности на три части:
3 3
111.2; П3..
квинтоль, образующаяся от деления основной дли-
тельности на пять частей:
Палочки у нот называются штилями. Штили пишутся
справа (вверх) и слева (вниз). У ноты на третьей линии
штиль пишется вниз. У нот ниже третьей линии штили
пишутся вверх, а у нот выше третьей линии штили пишут-
ся вниз:
Мелкие длительности обозначаются прибавлением хвос-
тов и ребер к штилям: «’ } ,
Знак молчания — пауза. Наузы также различаются по
длительностям:
== —: —— г
= половина четверть восьмая шестнадцатая....