Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. 1997 год.Вахромеева Т.А.

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
4

Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. 1997 год


Скачать

Глава первая

НОТНОЕ ПИСЬМО.
РИТМ И МЕТР

$ 1. НАЗВАНИЯ ЗВУКОВ. КЛЮЧИ

Существует семь основных звуков: 00, ре, ми, фа, соль,
ля, си. Они соответствуют белым клавишам фортепиано.

Пять линий, на которых пишутся ноты, называются
нотным станом или нотоносцем. Нумерация ли-
ний — снизу вверх. Ноты могут располагаться на линиях и
между ними.

В начале нотного стана пишется ключ. От него зависит
место каждой ноты на нотном стане. Наиболее распростра-
ненные в настояшее время ключи: скрипичный, басовый,
альтовый и теноровый.

Скрипичный ключ (ключ Соль) обозначает. что на вто-

рой линии пишется нота соль первой октавы: ‘
- =

Басовый ключ (ключ Фа) обозначает, что на четвертой

линии пищется фа малой октавы: ее

Альтовый ключ (ключ До) обозначает, что на третьей ли-

нии пишется до первой октавы: ===

Теноровый ключ (ключ До) обозначает, что на четвертой

линии пишется до первой октавы: ю —^

—_
$ 2. ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ.
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ

Кроме основных существуют производные звуки. Они
образуются от повышения или понижения (альтерации)
основных. Знаки, указывающие на эти изменения, назы-
ваются знаками альтерации. Они пишутся следующим
образом:

диез (В) — повышение на полтона,
дубль-диез (<) — повышение на тон,

бемоль (Бы — — понижение на полтона,
дубль-бемоль(№) — понижение на тон,

бекар (1) — отказ от предыдущих знаков.

Знаки альтерации пишутся справа от ключа или перед
нотами. Знаки альтерации, написанные справа от ключа,
называются ключевыми и сохраняют действие до конца
произведения. Знаки альтерации, выставляемые перед нота-
ми, называются случайными и действуют на протяжении
данного такта в пределах одной. октавы.

Равенство звуков по высоте при различном их значении
и написании называется энгармонизмом звуков. На-
пример: си-диез энгармонически равен звуку до, фа-диез ра-
вен звуку соль-бемоль и т. д.

Кроме слоговых применяются буквенные обозначения
звуков, основанные на латинском алфавите:

св ра Е(е) ЕО С@®) да Н(@)
Ю

ре ми фа соль ЛЯ си.

Производные ступени обозначаются путем прибавления
к названию ноты слогов: 5 (диез), еб (бемоль), #55 (дубль-
диез), езеу (дубль-бемоль). Например:
5 (фа-диез), Ля (фа-дубль-днез),
Че; (ре-бемоль), 4е5е5 (ре-дубль-бемоль).
Исключения: си-бемоль обозначается буквой 6, ми-
бемоль — е5 (вместо еез), ля-бемоль обозначается а5 (вместо
ае5).
Для обозначения тональности нужно назвать ее 1 ступень
и лад. Например: С-4иг (до мажор), #-то|Н (соль минор),
Без-4иг (ре-бемоль мажор), 6-то| (си-бемоль минор).
$ 3. РИТМ. ДЛИТЕЛЬНОСТИ

Ритм — это соотнощение длительностей звуков в их по-
следовательности.

Длительность звука — время его звучания. В музыке су-
ществуют основные и произвольные длительности. Основ-
ные длительности звуков: целая, половина, четверть,
восьмая, шестнадцатая (и далее — путем четного де-

пения) 4
(Г) (ПР)

Целая нота содержит в себе: й а

311

РРР
..ПАРЗААЯЯ

Произвольные длительности образуются от условного
деления основных длительностей на любое количество рав-

ных частей, например:
триоль, образующаяся от деления основной длитель-
ности на три части:

3 3

111.2; П3..

квинтоль, образующаяся от деления основной дли-
тельности на пять частей:

Палочки у нот называются штилями. Штили пишутся
справа (вверх) и слева (вниз). У ноты на третьей линии
штиль пишется вниз. У нот ниже третьей линии штили
пишутся вверх, а у нот выше третьей линии штили пишут-
ся вниз:



Мелкие длительности обозначаются прибавлением хвос-
тов и ребер к штилям: «’ } ,

Знак молчания — пауза. Наузы также различаются по
длительностям:

== —: —— г


= половина четверть восьмая шестнадцатая....

Скачать

 
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу