Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Статьи о Шуберте. Гринзбург

Зина Андреевна

Зина Андреевна

Member
14 Июл 2022
302
4
Название: Статьи о Шуберте

Автор: Гинзбург Григорий И.




СКАЧАТЬ

Издательство: Институт музыкознания, г. Харьков

Год издания: 1997


Издание подготовлено к 200-летию гениального австрийского композитора Франца Шуберта (1797-1828).

Автор - специалист в области истории музыкального романтизма, директор Института музыкознания, научный руководитель Международного музыкального фестиваля «Харьковские ассамблеи», член Союза композиторов Украины.


Статьи, включенные в сборник, частично публиковались в периодике 1993-1997 гг. или в материалах музыковедческих симпозиумов и специально переработаны автором для настоящего издания, адресованы широкому кругу читателей, интересующихся взаимосвязями музыки и поэзии.

СКАЧАТЬ

Большинство статей и книг о муз’, кальном искусстве
могли бы носить эпиграф «Ргоси! рго@ат», то есть «Прочь,
непосвященные». Мои же краткие заметки, наоборот,
печатаются только для непосвященных, для тех, кто не знает
и не любит музыку Шуберта, а значит, и его самого. А те, кто
хорошо знает Шуберта, прошу вас, не читайте этой статьи!
Ргосш аостон!

Одна Кем был Шуберт для его современников,
рискованная австрийцев первой трети ХХ столетия? Тем
аналогия Же, Кем для нашей интеллигенции стал Булат
Окуджава. Шуберт сочииял песни, которые

молодежь любила петь и слушать, собираясь в дружеском
кругу. Поскольку тогда не существовало, увы, ни
магнитофонов, ни ТВ, — Шуберт был ‚, что называется
«широко известен в узких кругах». При жизни он так и не
дождался популярности или, тем более, мировой славы. Но
были и унего свои «фанаты». Всю жизнь он сочинял мелодии
к стихам популярных в то время поэтов (от Гете до Гейне),
и его песни, имея в молодежной компании шумный успех,
какое-то время казались модными. Однако, что означает,
если модная вещь не устаревает, не вянет вместе с модой, ее
породившей? Если*не теряет обаяния и силы воздействия,
когда мода уже многократно переменилась? Это означает,
что автор, работавший в жанре легкой, развлекательной
музыки, оказывается, творил не на потребу моде, как тогда
представлялось, а на века, ибо был гением, но, к сожалению,
понять это удается только по прошествии долгого времени.
Часто гениальный человек умирает раньше, чем время
успеет доказать его гениальность. С Шубертом произошло
именно так. Да, он был любим друзьями и почитателями как
автор модных песен и как умелый аккомпаниатор для танцев
на вечеринках, но даже ближайшие друзья незнали истинной
цены сего песням. И уж подавно никого не волновало, что
Шуберт помимо песен сочиняет и нечто иное, к примеру,
симфонии. Он ни одну из своих девяти симфоний так и не
услышал в оркестровом исполнении (сегодня сказали бы:
«писал в стол»). Если продолжить сравнение с Окуджавой, то
представим на минуту, что творчество Окуджавы прекратилось
бы, как у Шуберта, в возрасте 31 года (то есть в 1957 году) —
кто бы тогда изего поклонников мог знать, что Окуджава еще
и автор романов? Да и песенная его поэзия осталась бы
представленной лишь самым ранним этапом.

СКАЧАТЬ
 
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу