Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия
Скачать книгу
Скачать доп. материал
Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и техно-логии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред. Ворошнина О.Р., Санникова А.И,; сост. Мальцева М.Н., Кобялковская Е.А., Гилева А.Г. (вып. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 140 с.
Сборник посвящен телесно-ориентированным практикам, которые могут исполь-зоваться в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, обучении, поведении. В нем представлены такие методы, как эрготерапия, сенсорная интеграция, мозжечковая стимуляция, сенсомоторная коррекция и другие.
Пособие содержит описание общих теоретических положений и принципов работы с указанными методами, игры и упражнения, диагностические материалы, примерный перечень используемого оборудования.
Пособие адресовано специалистам, осуществляющим работу с детьми с особенностями развития, а также родителям.
Что такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.
Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую миллисекунду в мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации от всего тела.
Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все вышеупомянутые ощущения. Он определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке. Когда ощущения текут организованно, или интегрированно, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения.
Таким образом, сенсорная интеграция:
> Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге;
> Организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
> Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);
> Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся;
> Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Теория сенсорной интеграции и методики ее практического применения были разработаны доктором Э.Джин Айрес. Они активно используются специалистами с начала 1970-х годов. Подобные специалисты, как правило, проходят курс обучения. Сегодня теория сенсорной интеграции активно развивается и регулярно дополняется благодаря постоянным исследованиям.
Исследования доказывают, что до 90% детей с аутизмом страдают от дисфункции сенсорной интеграции. Терапия сенсорной интеграции считается эффективным методом для таких случаев. А также может улучшить состояние и при ряде других нарушений, в том числе и при невыясненных причинах дискомфорта от различных раздражителей.
Помимо этого на терапию приходят дети, у которых есть трудности с письмом, проблемы с осанкой и сколиозы, страхи, фобии, проблемы с речью и любым видом моторики, координации движений.
Показаниями к терапии являются также гиперактивность, нарушения речевого, психического развития, детский церебральный паралич, а также восстановительный период после операций, переломов костей, травм. Используется метод для улучшения состояния у детей с синдромом Дауна.

Скачать доп. материал
Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и техно-логии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред. Ворошнина О.Р., Санникова А.И,; сост. Мальцева М.Н., Кобялковская Е.А., Гилева А.Г. (вып. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 140 с.
Сборник посвящен телесно-ориентированным практикам, которые могут исполь-зоваться в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, обучении, поведении. В нем представлены такие методы, как эрготерапия, сенсорная интеграция, мозжечковая стимуляция, сенсомоторная коррекция и другие.
Пособие содержит описание общих теоретических положений и принципов работы с указанными методами, игры и упражнения, диагностические материалы, примерный перечень используемого оборудования.
Пособие адресовано специалистам, осуществляющим работу с детьми с особенностями развития, а также родителям.
Что такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.
Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую миллисекунду в мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации от всего тела.
Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все вышеупомянутые ощущения. Он определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке. Когда ощущения текут организованно, или интегрированно, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения.
Таким образом, сенсорная интеграция:
> Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге;
> Организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
> Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);
> Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся;
> Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Теория сенсорной интеграции и методики ее практического применения были разработаны доктором Э.Джин Айрес. Они активно используются специалистами с начала 1970-х годов. Подобные специалисты, как правило, проходят курс обучения. Сегодня теория сенсорной интеграции активно развивается и регулярно дополняется благодаря постоянным исследованиям.
Исследования доказывают, что до 90% детей с аутизмом страдают от дисфункции сенсорной интеграции. Терапия сенсорной интеграции считается эффективным методом для таких случаев. А также может улучшить состояние и при ряде других нарушений, в том числе и при невыясненных причинах дискомфорта от различных раздражителей.
Помимо этого на терапию приходят дети, у которых есть трудности с письмом, проблемы с осанкой и сколиозы, страхи, фобии, проблемы с речью и любым видом моторики, координации движений.
Показаниями к терапии являются также гиперактивность, нарушения речевого, психического развития, детский церебральный паралич, а также восстановительный период после операций, переломов костей, травм. Используется метод для улучшения состояния у детей с синдромом Дауна.