Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Тесты по сольфеджио. Учебно-методическое пособие. 2016 год. Смердова

Алёна Ивановна

Алёна Ивановна

Member
14 Июл 2022
403
1
Название: Тесты по сольфеджио. Учебно-методическое пособие. 2016 год.
Автор: Первозванская Татьяна Евгеньевна

      2016

Скачать

Издательство: Феникс. Ростов-На-Дону
Год издания:
2016


Скачать

Предисловие

Разработка и составление настоящего учебно-методического пособия продиктованы
желанием автора в какой-то степени усовершенствовать образовательный процесс в системе
ДМШ и ДШИ через внедрение новых методик и технологий. Представленный материал —
это попытка автора обобщить опыт использования в курсе предмета «сольфеджио» стандар-
тизированных, модульных форм контроля знаний учащихся, что, в свою очередь, соответст-
вует общим тенденциям модернизации российского образования в целом.

Сборник «Тесты по сольфеджио» носит инновационный характер, позволяя увеличить
объём материала, используемого в учебно-педагогической работе, и ускорить темпы его изу-
чения, увеличивая меры теоретической ёмкости знаний. Так как учащийся должен во время
тестирования применить свою интуицию и общие знания, развиваются его творческая ини-
циатива и самостоятельность. Поэтому в тесте гармонично сочетаются такие формы работы
на уроке, как контроль знаний и изучение нового материала.

Автор разработал тесты, освоил, используя их в собственной педагогической практике
в течение длительного времени, и распространил в Новосибирской области н Хакасии.

В Интернете музыкальное тестирование представлено в большей степени в виде
цифровых вариантов игр, вопросников, репетиторов с использованием компьютеров, что,
конечно, делает процесс обучения увлекательным и современным. Но в сегодняшних ус-
ловиях к сожалению, не все учреждения дополнительного образования оснащены техни-
чески полно.
Исследования в области тестирования, его форм, методов, а также его эффективность
доказывают перспективность и результативность проведения данной процедуры в учебных
заведениях. По мнению психологов, тест — это более качественный и объективный способ
оценивания знаний. Его практическая ценность заключается в том, что:
1) все учащиеся в процессе контроля (тестирования) находятся в равных условиях,
что немаловажно для справедливости оценки их знаний, так как исключается субъективизм
преподавателя;
2) в тест преподаватель может ввести в краткой лаконичной форме базовые понятия в
большом объёме по различным теоретическим темам, что иногда трудно осуществить во
время устного ответа из-за недостаточности времени на уроке;
3) при меньших временных затратах при проведении теста значительно увеличивается
результативность учебного процесса;
4) насыщенность и разнообразие содержания материала в тесте усиливают познава-
тельную активность учащихся;
5) использование теста на экзамене носит здоровьесберегающий характер: имеет мень-
шую психологическую нагрузку по сравнению с другими формами экзамена.
Составляя тесты по сольфеджио, автор понимал, что их стандартность и универсаль-
ность в некоторой степени может являться спорной. Так, например, известно, что опреде-
ления некоторых понятий, таких как «мелодия», «лад», различными музыковедами рас-
сматриваются неодинаково. И хотя положительным моментом является то, что результаты
тестирования помогут преподавателю в какой-то степени понять, что знания учащегося не-
достаточны и непрочны, выявить природу допущенных ошибок тест не в состоянии. Обра-
щаясь к тестам, преподаватель должен учитывать тот факт, что технологичность теста не
может раскрыть творческое начало ученика-музыканта, не позволит учащемуся раскрыть и
проанализировать глубоко ту или иную теоретическую или практическую тему. Учитывая
эту особенность тестов, автор предлагает использовать их как контрольные работы в ком-
плексе с другими формами, традиционными для урока сольфеджио, такими как сольфеджи-
рование, написание диктанта, подбор аккомпанемента, слуховой анализ и другие. Но что
более ценно, сборник тестов может быть использован и самими учащимися для подготовки
к выпускным и вступительным экзаменам, а также для самостоятельной проверки знаний.
Настоящее учебно-методическое пособие состоит из практической части — тестов,
простых в использовании, ответов к ним, тематического указателя, по которому преподава-
тель может определить содержание теста, ключа к ответам, а также списка использованной
методической, учебной и нотной литературы. Ключ к ответам включает в себя краткие оп-
ределения понятий в тестах, что облегчит их выполнение. Для изучения же некоторых поня-
тий нужно воспользоваться дополнительными учебными пособиями, указанными в списке
использованной литературы.
Предлагаемые «Тесты по сольфеджио» ориентированы на учащихся средних и стар-
ших классов и опираются на принципы традиционной школы при изучении музыкальной
грамоты в ДМШ. Они разработаны с позиций дополнения к существующим сборникам по
сольфеджио и музыкальной грамоте. В них органично сочетаются проверка знаний теорети-
ческого материала и приобретенные учащимися практические слуховые навыки. Например,
в задании «Определите вид лада в музыкальном фрагменте» учащийся должен «мысленно»
пропеть мелодию, что, в свою очередь, активизирует его внутренний слух, музыкальную
память, музыкально-слуховые представления.
Всего разработано 24 теста. Уровень сложности тестов последовательно возрастает.
В последние тесты включены также достаточно сложные темы, как «Ладовая альтерация»,
«Тональности I степени родства», «Модуляция», «Типы тонального соотношения», «Энгар-
монически равные тональности» и другие. Очевидно, что в период начального музыкаль-
ного образования не приходится рассчитывать на глубину освоения данных тем, но, тем
не менее, первичное ознакомление с ними облегчает их дальнейшее изучение учащимися,
решившими выбрать профессию музыканта. Условно все тесты можно разделить на уровни
сложности, что облегчит преподавателю систематизировать их использование на уроках.
Первый уровень — ПРОСТОЙ (тесты №№ I, 2, 3,4, 5, 6, 9, 10, 11); второй уровень —
СЛОЖНЫЙ (тесты №№ 7, 8, 12, 13, 14); третий уровень — ДОСТАТОЧНО СЛОЖНЫЙ
(тесты №№ 15-24). В тестах присутствуют «сквозные» темы, которые необходимо знать
учащимся, так как их знание является базовым для многих других тем. Это «Определение
ступеней в аккордах в ладу», «Определение лада», «Определение интервалов и аккордов», а
также определения часто встречающихся на уроке понятий (такт, ритм, лад, размер, метр).
Структура теста.
В конце каждого теста имеется таблица, где тестируемый должен написать ответ. Ко-
личество заданий в тесте варьируется от 8 до 14.
Помимо теоретических понятий — вопросов, в тесте используются нотные примеры,
которые намеренно не имеют фиксированного авторства (стиль, эпоха, жанр), что исключает
всякую возможность «подсказки» учащемуся ответа на поставленный в тесте вопрос.
Типы заданий:
а) выбрать из множества вариантов ответов несколько или один. Так, например, во
многих тестах повторяются альтернативные задания с разным содержанием: «Определите
правильный предложенный ответ или несколько правильных ответов», «Определите кон-
сонансы-аккорды, консонансы-интервалы», «Определите правильный вариант группировки
длительностей в размере 6/8» (тест № 11);
б) установить соответствие правильной последовательности, например: «Определите
правильное название мелизмов в порядке их следования» (тест № 14,) «Определите жанро-
вую принадлежность следующих ритмов в порядке их следования» (тест № 15), «Определите
гармоническую схему музыкального фрагмента» (тест № 16), «Определите правильную по-
следовательность тональностей по квинтовому кругу» (тест № 18);
в) определить по музыкальному фрагменту лад, гармоническую схему, приёмы темати-
ческого, тонального и ритмического развития, виды фактуры и другие.
В нотных примерах использованы фрагменты из произведений И.С. Баха, Ф. Кулау,
В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, С. Стемпневского,
М. Шмитца, М. Глинки, А. Гурилева, А. Даргомыжского, П. Чайковского, мелодии песен и
танцев народов мира, Ю. Фроловой из учебников по сольфеджио для 5, 6, 7 классов и автор-
ского сочинения.

Скачать
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу